Газпром отложил газификацию
Скорректированную генеральную схему газификации региона, предложенную ОАО «Газпром», планируется утвердить в ближайшее время. В новой редакции документа строительство газотранспортной системы внутри области перенесено на 2013 год, а освоение крупнейшего Ковыктинского газоконденсатного месторождения – вообще на 2020 год. В региональном правительстве недоумевают, почему «Газпром» не начнёт прокладывать трубопроводы в 2010 году, и каким образом монополист собирается обеспечить требуемые объёмы поставки газа с Чиканского месторождения, ресурсов которого явно недостаточно. Но, несмотря на ряд этих принципиальных разногласий, схема, скорее всего, будет принята без учёта предложений «Серого дома».
Региональное правительство готовится передать свои предложения по корректировке генеральной схемы газификации Газпрому. По словам министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петра Воронина, при этом областные власти остались недовольны некоторыми параметрами схемы. «Есть моменты, которые нас не устраивают, – сообщил он «Конкуренту». – В новом варианте документа освоение Ковыктинского месторождения отнесено на 2020 год. До этого был 2015 год, потом 2017-й. Сказано, что проблема освоения Ковыкты – задача, которая будет решаться с 2020 года. Хотя есть и посыл, что существующий газопровод позволит перехватить сырьё с Ковыкты, если у Чиканского месторождения (предполагаемая сырьевая база для газификации. – «Конкурент») не будет хватать ресурсов для обеспечения поставок», – рассказал министр.
А такой риск, по его словам, действительно существует. «Сейчас оценённые запасы Чиканского месторождения равны 16,6 млрд. кубометров, хотя по программе требуется поставлять ежегодно три миллиарда кубов, – пояснил Воронин. – Предполагается, что на Чиканском можно добыть ещё 81 млрд. кубов, но не факт, что они там есть». В целом строительство газопроводов тоже было отсрочено и перенесено на 2013 год. «Почему этого нельзя сделать в 2010 году? – отметил Воронин. – Но, скорее всего, мы не будем категорично настаивать на дальнейшем продлении сроков корректировки, и схема будет принята в том виде, в котором её предложил Газпром. Региональное правительство рассчитывает, что в 2010 или 2011 годах корректировка всё же будет принята: в соответствии с процедурой предполагается вносить изменения в схему не реже раза в год», – добавил Воронин.
Между тем, как сообщил «Конкуренту» один из топ-менеджеров топливно-энергетического комплекса региона, «сами специалисты Газпрома сомневаются, что схема газификации Иркутской области будет реализована: она затратная и никому не нужна». «В действительности ни о какой газификации населения речи нет», – добавил он. Смену планов источник объяснил тем, что монополисту так и не удалось завершить с ТНК-ВР сделку по Ковыкте. «В Газпроме ничего не говорят насчёт этого месторождения. С ним связано слишком много политических проблем, – рассказал наш собеседник. – Но, по последней информации, им должна была заняться Роснефть (ранее называлась компания «Роснефтегаз», 75% акций которой принадлежит Роснефти. – «Конкурент»). В этом случае Газпром может отказаться и от Чиканского месторождения, освоение которого бессмысленно в отрыве от Ковыкты». Так Газпром может совсем уйти с юга области.
Потерю интереса к газификации отраслевые аналитики связывают прежде всего с тем, что Газпром так и не договорился об экспортной цене газа с Ковыкты в Китай. Это отчасти подтверждает председатель комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. Продолжительные переговоры сторон по цене топлива до сих пор ничем не завершились. Как отметил Дмитрий Лютягин из ИК «Велес Капитал», нынешней осенью стартует очередной этап переговоров в Китае, но нет гарантии, что цену согласуют на сей раз: китайцы обходятся углём, а для газохимического производства им хватает пока что своих ресурсов. Кроме того, отсрочку газификации можно объяснить недавним сокращением инвестиций Газпрома по некоторым позициям сразу на треть из-за финансовых сложностей (в начале года монополист потратился на приобретение пакетов «Газпромнефти» и «Сибирь Энерджи»), полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Александр Ерёмин. По его словам, уменьшение вложений коснулось в основном социальных проектов, в частности программы газификации. «Наверное, они и пересмотрят затраты, но не раньше следующего года, да и не известно, на какие именно проекты»,– отметил эксперт. Заставить Газпром вернуться к прежним планам может разве что значительное улучшение конъюнктуры на рынке и достижение договорённостей с Китаем, чтобы приурочить газификацию региона к строительству магистральных трубопроводов, резюмируют аналитики.
В связи с последними изменениями проект газификации области обещает новый поворот. Вместо обеспечения газом населения теперь обсуждается сбор попутного нефтяного газа с месторождений и его доставка в Усть-Кут, где «Сибур» вместе с нефтяными компаниями планирует организовать газопереработку, а энергетики – газовую генерацию на два гигаватта, рассказал один из источников «Конкурента». «Труба от Дулисьминского, Марковского и Аянского месторождений (лицензии на эти объекты принадлежат ООО «Иркутская нефтяная компания» и ЗАО «Дулисьма». – «Конкурент») – это единственный газопровод, с которым есть ясность. Возможно, он будет достроен до Верхнечонского месторождения, хотя окончательного решения нет», – сообщил наш собеседник. Впрочем, по его заверению, и при таком развитии проекта тоже существует много «пробелов». В частности, до сих пор не понятно, «Сибур» или Газпром займётся газопереработкой на севере области. «Ведём переговоры с обеими компаниями, но ясности нет», – добавил источник в энергокомпании.