Пространство для мечты и вдохновенья
Иркутский областной театр юного зрителя имени Александра Вампилова 18 сентября открыл свой 82-й сезон
Открыл, как поётся в задорном дуэте, «на том же месте, в тот же час»: в филиале ТЮЗа по ул. Ленина, 23. Главное здание с 2000 года ждёт реконструкции, и вряд ли найдётся сейчас смельчак, готовый предсказать год её начала. Но коллектив и его руководитель Виктор Токарев настроены по-деловому, следуя шутливому призыву «не распускайте ваших нюнь». Да и когда их распускать при таком уплотнённом рабочем графике.
– Сразу после сбора труппы мы приняли активное участие в VII Всероссийском фестивале современной драматургии, который все по- родственному называют Вампиловским. Не только показали свой новый спектакль «Кин IV» Г. Горина, прошедший с большим успехом, но и приняли на нашей площадке трёх участников фестиваля. Это Кемеровский театр для детей и молодёжи со спектаклем «Пегий пёс, бегущий краем моря» Ч. Айтматова, Братский драматический театр, показавший «Последний срок» В. Распутина, и Омский театр «Галёрка» с поэтическим спектаклем «Сергей Есенин».
Подчёркиваю, всё это ещё до начала сезона. А параллельно уже шли и продолжают идти репетиции. В сентябре зрители увидят одну за другой сразу три премьеры. Мы открылись «Незнакомкой» по сценарию Ю. Клепикова в постановке московского режиссёра Вячеслава Сорокина. Это современная история о первой любви. Как, собственно, и «Пора тополиного пуха» А. Сергеева, которую ставит засл. артист России Александр Булдаков. Важная подробность: его спектаклем вампиловцы открывают 26 сентября Малую сцену в бывшем помещении Арт-салона. А завтра режиссёр Сергей Болдырев представит занятный романтический детектив для подростков «Вождь краснокожих» по рассказу О’Генри. Кстати, выездные варианты двух последних из названных мною премьер театр в конце сентября начнёт показывать на гастролях по области. Этой весной мы успешно съездили в Казачинско-Ленский район, где очень давно не были, а нынче осенью выступим в Саянске, Зиме, Куйтуне и Тулуне, а также в посёлках и деревнях этих районов.
– Забег и впрямь бурный, Виктор Степанович. Но ведь это только начало сезонного марафона…
– Приоткрою секрет: наши планы и мечты простираются далеко за его пределы! Поданы документы на соискание президентского гранта. Не факт, конечно, что мы его получим. Но проект вдохновляющий. Рассчитан на десять постановок цикла «Сокровищница сказок России», пять из которых – русская авторская сказка: Пушкин, Островский, Афанасьев и т.д., а ещё пять – на основе фольклора российских регионов: Дальнего Востока, Севера, Поволжья и др. Национальный колорит очень востребован, но чтобы обогатить эстетически и духовно внутренний мир юного зрителя, ради которого мы всё это и придумываем, нужно оформлять и костюмировать сказки по высшему разряду. Миллион на каждую постановку как минимум. С прицелом ещё более дальним: после реконструкции ТЮЗа провести на его обновлённой сцене Международный фестиваль фольклорных спектаклей «Байкальский талисман» и быть готовыми в любой стране-участнице, будь то Япония, Китай, Корея или Монголия, показать любую постановку из «Сокровищницы сказок России».
– Заманчивая перспектива, что говорить. И вполне отвечает неожиданному, на мой взгляд, высказыванию А.И. Солженицына: «Искусство нужно человеку для того, чтобы проявить нежные свойства души»…
– …А для этого театр должен воздействовать на эмоции. Мы сознательно избегаем «жизнухи», как предлагал называть бытовую пьесу Велимир Хлебников. Всё равно воспитывать надо на идеалах. Творческие мощности у нас налицо, в труппе более 30 артистов, представляющих старшее, среднее и молодое поколение, и все жаждут ролей. Но что прикажете делать? Ситуация прямо как у Вампилова в его ироническом афоризме: «Хотел говорить то, что думает, но вспомнил, что у него нет денег». Лишь по этой причине мы до конца года в лучшем случае поставим, видимо, только новогоднюю сказку. По количеству-то новых спектаклей план уже сейчас перевыполнен, да ведь хочется воплотить и замыслы.
– Можете их конкретизировать?
– Охотно. Из русской классики это «Гроза» А.Н. Островского, из зарубежной – комедия Лопе де Вега «Дурочка». В портфеле также «Остров сокровищ» по Р. Стивенсону, «Золушка» Т. Габбе, другие пьесы. О кризисе всем уже надоело говорить и слушать, но он никуда не делся, к сожалению. Хотя и тут нет худа без добра, если изменить взгляд. Нет средств на постановки – высвободилось время для восстановления в репертуаре тех спектаклей, которые востребованы зрителем: мелодрамы для подростков «Принцесса Кру», «Руслана и Людмилы», «Айболита».
– То есть вампиловцы держат прежний курс: противостоять своими спектаклями, по слову А. Шапиро, агрессии массовой культуры?
– И не путать искусство, культуру вообще с коммерцией. Я солидарен с коллегой: театр может быть новым, может быть старым, но достучаться до сердца он должен. Хотя не грех сознавать и помнить: театры для детей и юношества работают на будущее страны.
Беседу вела Вера ФИЛИППОВА