издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пропавшие без вести

«Демонтировать здание начали в будни. Мы выдали предписание о прекращении работ, но за выходные дом уже успели разобрать на брёвна», – рассказывают архитекторы историю исчезновения памятника по адресу: улица Софьи Перовской, 15. На этом участке и прилегающей к нему территории бывшей «шанхайки» ООО «Компания «Восток» планирует построить деловой центр. Эксперты утверждают, что таким путём в Иркутске пропал уже не один памятник. С формулировкой «выявлен факт отсутствия объекта» они обращаются постфактум в правоохранительные органы. Однако прецедентов возбуждения уголовных дел по незаконному уничтожению или переносу памятников до сих пор нет. Между тем сами застройщики признают: они готовы сохранить культурное наследие, но, чтобы получить на это от чиновников всю разрешительную документацию, «надо пройти не один круг ада».

Точка разборки

Компания «Восток» выкупила все квартиры в деревянном доме по улице Софьи Перовской ещё в 2008 году, рассказала заместитель начальника службы по охране объектов культурного наследия (ОКН) Иркутской области Татьяна Соколова. По её словам, фирма взяла на себя охранные обязательства, где было указано, что через два года дом должен быть отреставрирован. Вскоре инвестор обратился в мэрию за  разрешением построить на этом месте деловой центр, а памятник перенести. «Не успели мы в июне получить документы на согласование процедуры, как нам поступил сигнал о том, что «Восток» приступил к демонтажу здания. За выходные дом разобрали на брёвна, несмотря на предписание о прекращении работ», – сообщила Соколова.

Специалисты службы по охране ОКН тут же составили протокол об административной ответственности и наложили штраф на застройщика. После чего все материалы по памятнику передали в городскую прокуратуру, рассчитывая на возбуждение уголовного дела за нарушение статьи 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». Оттуда документы поступили в Кировский РОВД на проведение дополнительного расследования. Однако, по информации Соколовой, прокуратура уже подготовила промежуточный отказ. Тем не менее в службе по охране ОКН продолжают настаивать на том, что состав преступления налицо:  разбор совершала подрядная организация, у которой истёк срок лицензии на эти работы, а сам памятник перенесли в «Тальцы», хотя на это нет ни разрешения, ни проекта. Сейчас в службе собираются создать комиссию, которая определит масштаб нанесённого вреда дому, и выйти в судебные инстанции по взысканию ущерба.

«Тальцы» спешат на помощь

Музей выступил «как МЧС», считает директор  архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Владимир Тихонов. Регион теряет памятники. Ведь никто не возбудил дело, когда, к примеру, была утрачена часть дома по улице Чкалова, 11», – заявил Тихонов. Как он утверждает, дом уже поставлен на фундамент, собраны оба этажа.  Президент холдинга «Авангард» (в структуру входит и ООО «Компания «Восток») Канагат  Рамазанов подтвердил «Конкуренту», что компания заключила с музеем договор на охрану памятника.

Сейчас инвестор рассматривает три варианта решения проблемы по этому объекту. Либо передать памятник по договору пожертвования в областную собственность и перенести его на улицу Грязнова, либо – во владение мэрии, которая сможет выделить землю под памятник в районе улиц Фридриха Энгельса, Карла Либкнехта или, опять же, Грязнова. Канагат  Рамазанов не исключает, что дом останется в собственности компании и вернётся на свою «историческую родину», то есть на прежнюю площадку. На прошлой неделе застройщик расширил её за счёт территории бывшего рынка «Шанхай», которую компания арендовала у мэрии за 17, 5 млн. рублей в год. Через пару недель «Восток» планирует перенести работы на участок по улице Байкальской, а стройку по Софьи Перовской временно заморозить до завершения оформления документов на памятник.

«Непонятно, почему правозащитники нашлись именно сейчас, когда у памятника появился хозяин, – отметил Рамазанов. – Пока дом загнивал и люди там жили в антисанитарии, никого его судьба не заботила». Предприниматель уверен, что единственное нарушение – это преждевременная разборка здания. «Но чтобы разобраться с чиновничьим аппаратом и получить все необходимые разрешения, надо пройти не один круг ада, – считает бизнесмен. – Мне, как инвестору, было бы проще построить деловой центр за границей, а не заходить в проблемный центр Иркутска».

Без суда и следствия

Наказать недобросовестных застройщиков у надзорных органов практически нет возможности, признаёт заместитель руководителя Восточно-Сибирского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) Сергей Костылов.  По его информации, в Иркутске до сих пор не было прецедентов возбуждения уголовных дел за незаконное уничтожение или перенос памятников архитектуры, хотя служба постоянно готовит и отправляет заявления в прокуратуру и УВД.

Последний случай – пропавшие памятники регионального значения по адресам: бульвар Гагарина, 64 и улица Краснофлотская, 4. «Выявили факт отсутствия объектов, то есть дома исчезли. Их нет, и  мы не знаем, где они», – пояснил Костылов. На месте этих домов, напротив памятника погибшим милиционерам, уже несколько лет стоят новостройки, которые возводили ООО СК «Сибстрой» и ООО НПФ «Сибстрой Сол». В конце июля Восточно-Сибирское управление Росохранкультуры обратилось по этому поводу в УВД Иркутска. Им тоже уже успели отказать в возбуждении дела, но всё-таки отправили материалы на дополнительное расследование в Кировский РОВД. «Любопытно, что каждый раз нам приходится заново дублировать всю информацию для следствия, поскольку до конечной инстанции обычно доходит только заявление, а документы странным образом теряются», – отметил Костылов.

Аналогичные процессы начаты по объектам, расположенным на улицах Ангарской и Володарского. Впрочем, ни один из них не доведён до конца: правоохранительные органы либо отказывают службе в возбуждении процесса, либо тянут с ответом. «Мы работаем как аварийная команда – можем только констатировать незаконные действия застройщиков в отношении объектов регионального значения. По некоторым подсчётам, уже не менее четырёхсот объектов в Иркутске выведены из списка объектов культурного наследия  и уничтожены. С выявленными памятниками ещё хуже – они вообще не охраняются государством», – признался Сергей Костылов.

История с продолжением

В очереди на исчезновение ещё несколько деревянных домов по бульвару Гагарина, прогнозируют архитекторы. Здания под номерами 30, 32, 34а и 34б (первый – памятник федерального значения, остальные – выявленные) уже выкупил с охранными обязательствами некий частный инвестор из Москвы по имени Артём Кушнир. Практически все жильцы переселены, а приусадебная территория огорожена забором. Домовладелец уже оформил землеотвод как минимум под одно из этих зданий, рассказала Татьяна Соколова. «Полная калька ситуации на Софьи Перовской», – считают наши собеседники, хотя есть и существенное отличие: по генплану все дома на Гагарина должны остаться на своём месте и переносу не подлежат. Тем не менее в мае этого года инвестор обратился в службу по охране ОКН с инициативой лишить строения статуса памятников и перенести их опять-таки в «Тальцы», но ему отказали, и бизнесмен исчез. Теперь эксперты гадают, как предприниматель попытается избавиться от памятников: сожжёт или снесёт?

Предотвратить произвол, по мнению председателя Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ИРО ВООПИК) Владимира Китаева, удастся, если закрепить за памятниками их землю, чтобы ничего другого на этих участках нельзя было построить. С таким предложением представители союза намерены обратиться к областным властям.  Аналогичный закон уже действует в Томске, который опережает Иркутск в решении проблемы сохранения деревянного центра. Как полагает Татьяна Соколова,  принятие подобного норматива находится в сфере муниципального регулирования, поэтому его можно попробовать внести в правила застройки Иркутска – вскоре они будут проходить общественные слушания. Кроме того, ВООПИК вместе со службой по охране ОКН собирается создать перечень наиболее сложных памятников, требующих особого контроля.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры