Праздник Славного моря
Завтра Иркутская область в десятый раз отметит День Байкала
Это замечательно, что региональный праздник День Байкала, рождённый по инициативе иркутских общественных природоохранных организаций, представительные и исполнительные власти Иркутской области успели официально учредить в 1999 году. В следующем году указом Президента были ликвидированы Госкомэкологии и Рослесхоз. Государственная система охраны природы практически рухнула, чтобы не мешать развитию бизнеса. Не исключаю, что в этих условиях региональные власти не решились бы поддерживать экологическую инициативу, направленную в конечном счёте на защиту чудесного озера от развития на его берегах «дикого» капитализма. Но, слава Богу, успели! И завтра мы все: общественность, власть и бизнес – отметим День Байкала уже в десятый раз.
Я умышленно пишу «отметим», а не «отпразднуем», потому что к радости, которую подразумевает праздник, у большинства примешивается чувство боли, а порой даже отчаяния и стыда из-за старых проблем, которые Россия, хранительница участка всемирного природного наследия, не может, а скорее, не хочет решать десятилетиями. И почти всегда к радости и гордости за наш Байкал присоединяется чувство тревоги в связи с появлением новых проблем и новых потенциальных угроз сохранности и благополучию уникальной экосистемы, сформировавшейся за 25–30 миллионов лет и пока ещё остающейся в состоянии, близком к естественному.
Впрочем, встреча Дня Байкала в наших городах и многих сёлах началась задолго до 13 сентября. В городе Байкальске первые мероприятия, посвящённые экологическому празднику, были проведены ещё 14 августа. С 1 сентября эстафету подхватил Областной детский эколого-биологический центр, развернув в отделе природы Иркутского областного краеведческого музея передвижную региональную фотовыставку, посвящённую великому озеру. 8 сентября начал работу VIII Байкальский международный кинофестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа». Это уже не просто мероприятие. Это событие, которое по своей значимости выходит далеко за пределы Байкальского региона, охватывает практически все материки планеты, поскольку подобных кинофестивалей экологической направленности в мире больше нет.
Благотворительный фонд «Сделаем вместе» в честь регионального праздника уже провёл в Иркутске акцию «Посади своё дерево», а сегодня вечером планирует провести в Иркутске на набережной Ангары ещё одно крайне интересное мероприятие, напрямую связанное с кинофестивалем.
День Байкала шагает по нашей области. Проводятся различные массовые мероприятия несколькими министерствами и иными структурными подразделениями правительства Иркутской области, администрациями г. Иркутска, Усть-Ордынского Бурят-ского округа, Слюдянского и Ольхон-ского районов.
В официальном плане проведения регионального праздника, полученном мной в правительстве Иркутской области, указаны 32 пункта. Хотя на самом деле мероприятий будет в два, в три, а может быть, и в десять раз больше. На это указывает, в частности, тот факт, что некоторые пункты начинаются словами «цикл мероприятий». В некоторых говорится о природоохранных, просветительских и иных акциях, посвящённых празднику, во множественном числе. Главное же, что официальный план, как понял я из графы «ответственный исполнитель», касается в первую очередь подразделений самого правительства, муниципалитетов, а также государственных учреждений и предприятий.
Но многие, проявив собственную инициативу, не догадались сообщить об этом областному правительству. Не посчитали необходимым проинформировать оргкомитет правительства области о своих планах участия в экологическом празднике некоторые, пока ещё немногочисленные, представители малого бизнеса. И уж тем более не все общественные природоохранные организации сочли нужным присоединиться к региональному правительственному плану. Некоторые, чтобы подчеркнуть свою полную независимость, будут отмечать этот день собственными акциями и собственными мероприятиями. 13 сентября они будут рядом, но не вместе с властью. И не столько потому, что власть, по их мнению, всё делает плохо, сколько потому, что они не слишком верят в искренность этих действий. Допускают, что по окончании праздника чиновниками запросто может быть поддержана инициатива какого-нибудь крупного бизнеса, несущая потенциальную или даже прямую угрозу Байкалу.
К сожалению, не могу сказать, что они совершенно не правы. С федеральной властью подобное случалось. Самый яркий пример – пересмотр и «продавленное» крупным чиновником положительное заключение государственной экологической экспертизы о полной безопасности прокладки нефтепровода по берегу Байкала. Ситуацию тогда спас ещё более крупный чиновник.
Но и правы они тоже лишь отчасти. Вот тот же международный кинофестиваль, восьмой раз сопровождающий День Байкала, по признанию его президента и автора идеи Владимира Самойличенко, вряд ли мог бы состояться без реальной поддержки федерального и регионального министерств культуры. И выставка «Сибнедропользование. Экология. Бизнес. Природопользование» без поддержки правительства, скорее всего, не смогла бы состояться.
Фото Николая БРИЛЯ
И вторая региональная научно-практическая конференция «Вопросы экологической безопасности и охраны окружающей среды», которую инициировала Сибирская экологическая компания, без деятельной поддержки министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области вряд ли смогла бы превратиться в одно из центральных событий Дня Байкала.
Присутствуя на пленарном заседании 9 сентября, я начал помечать в программке доклады, которые, на мой взгляд, представляют особый практический интерес для Прибайкалья, чтобы подробнее и детальнее рассказать о них читателям «Восточки». А по завершении с удивлением увидел, что в качестве «особо интересных» мной отмечены… все прозвучавшие темы.
К материалам этой конференции наша газета ещё вернётся, а сейчас – любопытная деталь. В кулуарах, когда разговор ведётся особенно доверительно, участники конференции, может быть, как раз в связи с Днём Байкала, говорили не только об услышанных проблемах, касающихся экологических проблем области в целом. Они делились впечатлениями от последних посещений озера. Сетовали на замусоренность его берегов и жалкие, уродующие пейзажи постройки, называемые турбазами. Особенно активно обсуждали проблемы остановленного почти год назад, но так и не законсервированного Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Подчёркивали и убеждали друг друга, что сегодняшнее состояние комбината не только противозаконно, но и представляет собой реальную экологическую опасность. Гадали, может ли он быть запущен после праздника по системе замкнутого водооборота для выпуска заведомо нерентабельной небелёной целлюлозы с покрытием убытков из бюджета страны, или кто-то придумает благовидный предлог для изменения федерального законодательства, чтобы разрешить предприятию отбеливать целлюлозу и вновь сбрасывать стоки в Байкал.
– Даже в этом случае комбинат, скорее всего, только сократит убытки, но не станет прибыльным, – уверенно, без тени сомнения возразил, услышав последнее предположение, стоящий рядом мужчина. – А самое плохое, что, выбросив на рынок дополнительные объёмы белёной целлюлозы, он обрушит сегодняшние цены. Создаст угрозу разорения не только для себя, но и для других целлюлозных предприятий нашей области, да и всей России. Они и без того работают в половину своих возможностей, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
В неформальных разговорах за чашкой кофе и с сигаретами на крылечке участвовали знакомые и незнакомые мне чиновники, учёные, депутаты разного уровня. Они гадали и предполагали. Спрашивали друг друга. Но никто не мог сказать ничего конкретного и ничего достоверного о перспективах БЦБК. Удивлялись отсутствию официальной информации по этой проблеме. А меня поразило, что большинство из них легко допускали возможность любого развития событий. В том числе и не связанного ни со здравым смыслом, ни с законодательством.
– Ну не станет же правительство доплачивать частному собственнику по 30 миллионов ежемесячно, чтобы уберечь его от разорения, – сомневался один.
– Всё зависит от того, кто именно является этим собственником, – объяснял второй.
– Да не пойдут они (депутаты ГД, – автор) на такой позор перед всем миром, чтобы изменить законы по охране мирового наследия, – говорил третий.
– Ты уже по утрам внучку в садик водишь, а остаёшься наивным, как пионер, – снисходительно смеялся его товарищ.
…Виктор Степаненко, заместитель директора Байкало-Ленского заповедника, обрадовался группе людей, остановившейся у детских рисунков, развешанных на стене выставочного комплекса Сибэкспоцентр.
– Это наши! – сообщил он, с гордостью приняв на себя роль гида. – Наш заповедник выставку организовал. Посмотрите, вот рисунок. 13 лет девочке, а сколько искренности в её работе!
– Да, – согласился солидный мужчина. – Правильно. Детей надо учить любви к природе.
– Да не надо их учить этому, – неожиданно возразил Виктор. – Это нам, взрослым, не мешало бы у детей поучиться отношению к природе и, главное, искренности. Хотя бы по этим рисункам и вон тем фотографиям. И хотя бы раз в году, в День Байкала.