По новому графику
Оборудование для Богучанской ГЭС доставлено на причал станции
Три рабочих колеса для гидротурбин строящейся Богучанской ГЭС, произведённых на Ленинградском металлическом заводе (Санкт-Петербург), и семь крупногабаритных тяжеловесных трансформаторов, изготовленных Запорожским трансформаторным заводом, доставлены к причалу для тяжеловесных судов.
Договор на производство гидросилового оборудования был заключён с концерном «Силовые машины» в 2007 году инвесторами Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО) ОАО «РусГидро» и Объединённой компанией «РУСАЛ». Первое изготовленное ЛМЗ рабочее колесо было доставлено на БоГЭС в конце навигации 2008 года, теперь, спустя год, на станцию доставлены второе, третье и четвёртое радиально-осевые рабочие колёса турбин. Диаметр каждого колеса – 7,86 метра, вес – 155 тонн. Колёса изготовлены из нержавеющей стали и имеют по одиннадцать рабочих лопастей.
Доставка груза с такой массой и габаритами ни воздушным, ни сухопутным транспортом невозможна. Колёса были отгружены с завода на судно класса «река-море» 10 июля. Из Санкт-Петербурга теплоход с колёсами вышел в Ладожское озеро, затем по Беломоро-Балтийскому каналу в Белое море и по Северному морскому пути достиг Енисея. В Красноярск груз прибыл 17 августа, к 22 августа колёса были перегружены на баржи, после чего по Енисею и Ангаре отправлены к месту монтажа. Они проделали по воде путь общей протяжённостью около 7 тысяч километров.
Предприятия ОАО «Силовые машины» продолжают работу по выполнению заказа для Богучанской ГЭС. По условиям контракта «Силовые машины» обеспечивают проектирование, изготовление и поставку на Богучанскую ГЭС девяти гидротурбин и девяти гидрогенераторов номинальной мощностью 333 МВт каждый, после чего специалисты энергомашиностроительной компании осуществят шеф-монтаж и проведут пусконаладочные работы. Сейчас филиалы «Силовых машин» заняты изготовлением оборудования пятой гидротурбины, четвёртого и пятого гидрогенераторов.
Трансформаторное оборудование для ГЭС было изготовлено в соответствии с условиями контракта, заключённого между Запорожским трансформаторным заводом и инвесторами БЭМО в 2008 году. Основной особенностью этого договора считается сложная транспортная схема доставки тяжеловесных крупногабаритных трансформаторов (210 тонн каждый) с использованием железнодорожного и водного, морского и речного, транспорта.
Первая партия трансформаторного оборудования была отправлена от склада завода-изготовителя железнодорожным транспортом в морской порт г. Мариуполя 25 мая. Там 5 июня оборудование под контролем специалистов завода ОАО «Запорожтрансформатор» было перегружено на суда класса «река-море» «Весьегонск» и «Электросталь». Два теплохода прошли более 5000 км из порта города Мариуполя по реке Дон в канал Волго-Дон, по Волге и каналам вышли в Онежское озеро, а затем повторили путешествие по Северному морскому пути до порта Красноярска. В Красноярском речном порту трансформаторы были перегружены на четыре баржи грузоподъёмностью 1000 тонн каждая.
[/dme:i]
По проекту установленная мощность Богучанской ГЭС составляет 3000 МВт, выработка электроэнергии – 17,6 млрд. кВт-ч. На заседании Правительства РФ, прошедшем 9 апреля 2009 года под председательством В.В. Путина, было принято решение о соблюдении темпов и сроков строительства с целью обеспечения ввода первой очереди Богучанской ГЭС в 2010 году. По мнению специалистов, своевременное и даже досрочное завершение строительства Богучанской ГЭС является наиболее приемлемым и эффективным вариантом замещения мощностей Саяно-Шушенской ГЭС, вышедших из строя в результате беспрецедентной аварии 17 августа 2009 года.
Впервые об этом упомянули на селекторном совещании, которое председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин проводил 17 августа. 21 августа, подводя итоги обсуждения состояния объединённой энергосистемы Сибири, Владимир Путин дал Министерству энергетики и инвесторам проекта БЭМО поручение: «Для устойчивого обеспечения региона энергетическими ресурсами нужно максимально ускорить строительство Богучанской ГЭС».
Исполняющий обязанности председателя правления ОАО «РусГидро» В. Зубакин уже заявил, что к концу сентября РусГидро намерено представить на рассмотрение Правительства РФ и совета директоров новую инвестиционную программу на 2009 – 2011 гг., пересмотренную с учётом ускоренного пуска Богучанской ГЭС. По словам В. Зубакина, «в данный момент мы имеем 5 готовых гидроагрегатов для Богучанской ГЭС. И получается, что дефицит электроэнергии в Сибири скорее может быть восполнен за счёт мощностей Богучанской ГЭС». 26 августа Василий Зубакин обнародовал предлагаемый специалистами РусГидро новый график ввода станции: в 2010–2012 годах возможно вводить в строй по три гидроагрегата в год.
Генеральный директор ОК «РУСАЛ» Олег Дерипаска согласен с необходимостью ускорить строительство: «Мы вместе с РусГидро приложим все усилия для ускорения ввода в строй Богучанской ГЭС, что позволит частично восстановить энергетический баланс, нарушенный в результате аварии и остановки Саяно-Шушенской ГЭС. РУСАЛ понимает, насколько важно сейчас повысить надёжность энергетической системы, что является основой устойчивой жизнедеятельности сибирских регионов, социальной стабильности и функционирования наших предприятий, и будет активно участвовать в решении вопросов, связанных с обеспечением энергетического баланса в Сибири».
В самом конце августа состоялось расширенное заседание с участием специалистов РусГидро и РУСАЛа, на котором обсуждались вопросы ускоренного ввода БоГЭС. В сентябре будет проведён тендер на выполнение строительно-монтажных работ, по результатам которого будут заменены или усилены те подрядчики, которые отстают от согласованных сроков либо превышают установленную смету.
Досрочный ввод в эксплуатацию Богучанской ГЭС позволит восстановить энергобаланс Сибири и создаст платформу для стабильного функционирования всей энергосистемы страны.