издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Безусловный рефлекс

Иркутская область – один из лидеров по развитию хостел-движения в стране. На мировом туристическом ресурсе регион представлен четырьмя позициями: Иркутском, Листвянкой, Слюдянкой и Ольхоном – при том, что всего на этом сайте зарегистрировано 18 российских наименований. По мнению экспертов, формат квартирного размещения органично прижился в Иркутске благодаря близости города к Байкалу и достаточной популярности у иностранцев. В этом году поток зарубежных туристов в область, несмотря на кризис, вырос ещё на 40%, чем обеспечил очередной толчок развитию въездного туризма.

Поделили рынок

Средний срок пребывания  туриста в Иркутске – от одного до трёх дней, говорят владельцы местных гостиниц. Потом большинство предпочитают перебраться на Байкал. «Для туристов Иркутск чаще всего – это место ночлега и короткой остановки с попутной пробежкой по центру», – говорит старший администратор мини-гостиницы «Магас» Анна Вершинина. К сожалению, пока задержаться дольше в областном центре может заставить только работа. «Люди, приезжающие сюда по вопросам бизнеса, бывает, живут у нас неделями», – рассказала  администратор гостиницы «Узоры» Наталья Сотникова. По мнению игроков, зачастую Иркутск удобен деловым жителям востока России из-за его географического положения посредине между востоком и западом страны, поэтому, например, бизнесмены из Владивостока останавливаются для решения вопросов бизнеса здесь.  

По оценкам директора компании «Green express» Вадима Копылова, 80% приехавших в Иркутск из других городов России с деловыми целями интересуются форматом home stay – размещением в квартире, чаще отдельно от хозяев, реже – «в семье», а также недорогими гостиницами. «Обычно сумма командировочных всего 500 рублей в сутки, и никто, естественно, не хочет доплачивать, поэтому ищут вариант жилья примерно за эту сумму», – подтвердила Наталья Сотникова. В пользу официальных гостиниц говорит возможность получить чеки, чтобы отчитаться перед работодателем. Впрочем, в любой газете с объявлениями можно найти предложения по изготовлению таких документов.

Остальные 20% «деловых» приезжих зарабатывают достаточно, чтобы выбрать гостиницу бизнес-класса. С российскими туристами наоборот, говорит Копылов: 20% – те, кого интересует недорогое жильё, 80% стремятся «отдохнуть по полной» или уж не ездить вовсе. А вот иностранцев, приезжающих в Приангарье, чаще всего привлекают традиционные для них форматы home stay или хостела. Владельцы последних сами ориентируются на зарубежную аудиторию и не интересуются российской. «Русские очень специфический народ, по себе знаем, – объясняют они. – Хотя, бывает, и к нам россияне заходят, но ими не особо впечатляешься. Например, москвичка приезжала, осталась недовольна, и её главная претензия была в том, что «оказывается, Байкал находится аж в 70 километрах от Иркутска».

Коммерческое искусство

Количество расположенных в области гостиниц в Иркутскстате последний раз подсчитывали более года назад. По данным на 2007 год, в регионе было 137 предприятий гостиничного типа, 98 из которых – собственно гостиницы. Из них четырьмя звёздами обладали девять заведений (6 в Иркутске, 3 в Иркутском районе), тремя – тоже девять (в Братске, Иркутске, Черемхове, Иркутском  и Эхирит-Була-

гатском районах). Две звезды было присвоено двум отелям в Слюдянском районе, ещё 78 заведений категорий не имели, 19 относились к «другим организациям» гостиничного типа, а семь представляли собой просто меблированные комнаты. По словам руководителя Сибирско-Байкальской ассоциации туризма Игоря Коваленко, сейчас эти данные по-прежнему актуальны. «За полтора года расклад сильно не менялся, – сказал он. – Правда, статистика по наёмному жилью эконом-класса всегда будет несколько неточна, потому что не всё регистрируется официально». По прикидкам самих игроков, сейчас в областном центре организаций эконом-класса около 20. Примерно равную официальному номерному фонду гостиниц долю занимает формат home stay, считает Вадим Копылов.

Дешевизна гостиниц эконом-класса определяется простотой условий: небольшим количеством квадратных метров на человека, совместной с остальными жильцами кухней и холлом, а иногда – ванной комнатой и туалетом. «Люди пугаются определения «люкс», думая, что оно означает высокие цены, – сказала директор одной из иркутских гостиниц. – Поэтому мы делим номерной фонд на стандартные комнаты – с условиями внутри, и номера коридорного типа – когда одна душевая и один туалет приходятся на несколько комнат». По её словам, в этом году номера класса «люкс» и «полулюкс» вовсе стоят закрытые: приезжие экономят.

Из обслуживающего персонала в мини-гостинице обычно присутствуют два-три администратора, один из которых занимается регистрацией и размещением гостей, горничная, охрана. Чтобы оправдать их работу, а также текущие расходы, необходима ежедневная заполненность гостиницы на 60–70%, говорит Анна Вершинина. «Отель считается рентабельным уже при 80% заполненности, но в этом году так было только в сезон, а сейчас гостиница заполнена на 50–60%, – рассказала владелица другого мини-отеля. – В таком режиме сложно работать».

В среднем мини-отель может обслужить от 12 до 40 человек в сутки. Номер обходится в 600–1000 рублей ежесуточно. Суммы дисконтные – некоторым владельцам гостиниц в этом году пришлось уменьшать тарифы. «Раньше остановиться у нас стоило от 700 рублей, но этим летом цены упали: кризис, да и конкурентов стало больше», – призналась Вершинина. Законы рынка заставили и владельцев другой гостиницы совмещать искусство с коммерцией. «Долгое время мы были закрытым заведением – только для творческих людей, – рассказали там. – Такие постояльцы никогда не были богаты». В этом году впервые большая часть клиентов мини-гостиницы – люди, не связанные с искусством.

Всё дело в цифрах

Ухудшились дела у гостиниц, ориентированных на внутренний туризм. Там утверждают, что потоки россиян, приезжающих в регион, сократились чуть ли не вдвое. Вместе с тем, по данным Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области, за восемь месяцев этого года количество иностранцев, приезжающих с туристическими целями, выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 40% – до 10995 человек.

В хостелах сейчас дела идут удачнее, чем в отелях. «Лето не самое лучшее, однако в сезон всё равно случались «овербуки» – когда туристы «не влезали» и был периодический перезвон с коллегами: «Алё, у тебя четыре места есть? Ну забери хоть одного!» – рассказывает хозяйка одного из хостелов. С ней согласен владелец другого хостела: «Оперировать статистикой прошлого года невозможно, потому что идёт постоянный рост. У кого-то кризис, а мы его не особо заметили». По его словам, в хороший летний месяц через него проходит около 570 человек. Зимой сложнее – некоторые бизнесмены признаются, что в это время года хорошо сработать «в ноль».

«Я обычно объясняю туристам, кто такие гопники»

Стоимость койкоместа в хостеле варьируется от 500 до 850 рублей. В хостелах живут по четыре-шесть человек в комнате, в стоимость одних суток обычно входят чай и кофе, неограниченный Интернет, услуги прачки. «Суммы не самые либеральные: они сравнимы с парижскими и лондонскими хостелами – по 13 евро за койку. Но в Иркутске очень быстро растёт стоимость аренды, коммунальных услуг, еды, даже туалетной бумаги, которой уходят просто километры», – жалуются бизнесмены. Из обязательного персонала в хостеле есть англоговорящий дежурный, которому зачастую приходится объяснять дорогу (самые частые вопросы – «как доехать до автовокзала?» и «где недорого поесть?»), помогать оформлять визы, а порой разбираться с последствиями встреч с местными хулиганами.

«Недавно на Ольхоне пошли мои туристы на дискотеку, потом один из них, Хуан, собрался домой. К нему подходят местные, предлагают такси. Посадили в машину, завезли на гору, где телевышка стоит, вытрясли 600 рублей и отправили пешком, – рассказала дежурная одного из хостелов. – Поэтому я обычно объясняю туристам, кто такие гопники и что от них стоит держаться подальше. А также, что пьяные русские бывают в двух состояниях: добрый и злой. И только россиянин может почувствовать грань».  

Впрочем, владельцы хостелов признаются, что проблемы с алкоголем бывают и у приезжих. «Пьют нещадно, неумело и не закусывая», – заявила одна наша собеседница. Она рассказала историю, как в ноябре у одного швейцарца, в изрядном подпитии вышедшего из ночного клуба, местные хулиганы отобрали дешёвый сотовый, 200 рублей наличности и бросили в Ангару без сознания. «В воде он пришёл в себя, выполз на берег под камеры наблюдения. Потом провалялся в больнице пару недель», – подытожила она. Однако, по её словам, озлобленности на страну за такие происшествия у иностранцев не остаётся. «Человек понимает, что он был пьян, – рассуждает она. – Тем более когда швейцарская страховая компания отказывает в страховке и его у нас лечат бесплатно, а потом носятся с его визой, конечно, весы перевешивают в сторону России».

Природа бизнеса

Иркутская область – один из лидеров по развитию хостел-движения в стране. На сайте hostelworld.com в списке российских территорий, где можно остановиться в хостеле, всего 18  наименований, причём кроме Иркутска есть отдельные пункты – Листвянка, Слюдянка и Ольхон. И ещё Северобайкальск и Улан-Удэ. В области, по данным разных сайтов, насчитывается от 10 до 15 хостелов, однако за это лето к ним могли прибавиться ещё два-три. «Мы застали время, когда на этом сайте фигурировали только Иркутск и Москва», – гордо говорит владелица одного из первых хостелов в городе. По мнению Вадима Копылова, этот формат органично прижился в Иркутске благодаря близости города к Байкалу и достаточной популярности у иностранцев.

Однако лишь один иркутский хостел соответствует всем международным стандартам – остальным чаще всего не хватает площади. Во всероссийской организации «Общество содействия развитию хостел-движения» (ОСРХД) из местных состоит только хостел «Irkutsk.ru», телефоны которого почему-то не отвечают. Руководитель ОСРХД Юлия Зубарева рассказала «Конкуренту», что хостел вступил в партнёрство летом: менеджеры выслали подтверждение стандартов, заявленных организацией, по почте. «Позже я доеду до вас и всё сама посмотрю, – пообещала Зубарева. – Очень далеко вы находитесь». По её словам, владельцы хостелов Иркутска не раз обращались в партнёрство с просьбой принять их, но «это хостелы формата home stay: две-три комнаты в квартире – этого пространства недостаточно».

В любом случае пока большинство игроков этого рынка продолжают развиваться автономно. «И если сегмент хостелов развит на достаточно хорошем уровне по сравнению с другими российскими городами, то такой формат, как мини-гостиницы, явно отстаёт, в основном из-за практического отсутствия господдержки, – считает Вадим Копылов. – Например, тот же Улан-Удэ впереди Иркутска с отрывом, потому что продвижением отелей эконом-класса целенаправленно занялись местные власти, а у нас воротят кто во что горазд. Там занимаются этим сверху, а у нас снизу».

Один из представителей малого гостиничного бизнеса на вопрос об условиях для развития предпринимательства сравнил своё дело с деревом. «Дерево посадишь – и оно будет расти, даже не потому, что его удобряют, а просто из-за того, что оно не может не расти, оно же дерево, – сказал он. – Так и у нас: просто есть люди, которые нацелены на бизнес. Не потому, что для него создают условия, а потому, что такова их природа – зарабатывать деньги».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры