Сеять раньше или убирать позже?
В это трудно поверить, но лишь в начале сентября приступили к косовице ячменя механизаторы ООО «Укыр» Боханского района.
– Да когда такое было, чтобы весна стояла столь холодная, а лето теплом особенно не баловало? – задаёт риторический вопрос директор Игорь Петрович Олзоев. – В середине мая сорняки даже не всходили. Ну какой смысл в такую землю кидать семя?
То есть намного позднее обычного приступили к севу местные хлеборобы. Теперь остаётся уповать на то, что рано заморозки не грянут. А хлеба вымахали как будто неплохие.
Но через день-другой пришло ещё одно сообщение из Боханского района. Оказывается, ООО «Радужное», сельхозпредприятие, организованное на базе бывшего колхоза имени Каландаришвили, переименованного потом в «Прогресс» (село Олонки), убрало уже 40% зерновых культур. Прямо-таки фантастика какая-то. Ведь не на солнцепёке, не на южных склонах посеяны хлеба. Больше того, иные поля омываются водами Братского моря, которые летом прохладу несут, и тем не менее такие успехи на жатве.
– Раньше я работал в ОАО «Большееланское» у Шадрина Виталия Михайловича, а он, как известно, ориентируется на ранние сроки, – пояснял директор «Радужного» Максим Юрьевич Дубровский. – Нынче к севу кормовых приступили 23 апреля, а зерновые уже 27 числа сеять начали.
Сколько знаю, ранняя уборка и особенно раннее завершение страды в Усольском районе, где находится «Большееланское», всегда были предметом зависти специалистов и руководителей многих хозяйств других зон. Завидовать-то завидовали, но кто из них отважился переломить сложившиеся представления о сроках сева? Дубровский преодолел. Но, с другой стороны, в Усольском районе на многих полях земли лёгкие, супесчаные, хорошо прогреваются, а про Олонки такого не скажешь. Там суглинки, земли тяжёлые.
– Очень тяжёлые, – соглашается Дубровский, – не успеваем лемеха менять, даже культиваторы с лапками из канадской стали долго не выдерживают. Сказывается ещё засорённость полей камнями. Мы их убираем, а они потом снова появляются. Что касается нынешней жатвы, то не во всём она радует. Урожай невысокий.
Такое сообщение, конечно, оптимизма не прибавило. Хотя и не стал бы торопиться с конечными выводами. Но почему же всё-таки не налился как следует колос?
– В хозяйстве очень интенсивно используется пашня, – считает главный агроном Боханского сельхозотдела Сергей Трофимович Марактаев. – И потом, условия года складывались не лучшим образом. В середине июня резко похолодало, выпал даже снег. Это не могло не сказаться на состоянии хлебов.
Казалось бы, всё ясно, надо делать выводы, на какие сроки сева ориентироваться. Так-то оно так, но не будем забывать одну крестьянскую истину. Не тот хлеб, что в поле… Вот когда он будет обмолочен, просушен и засыпан в сусеки, тогда он есть, он твой. Между тем осень уже погрозила пальчиком хлеборобу: не забывай, мол, про меня. Резкое похолодание в первых числах сентября, дожди, обещание заморозков… Всё это нам совсем ни к чему. И если учесть, что в целом по Боханскому району на начало сентября лишь два сельхозпредприятия развернули жатву, то и на душе становится как-то пасмурно. (Жатву на начало сентября полным ходом вели ООО «Радужное» и имени Балтахинова – предприятия, которые входят в агрохолдинг во главе с Иркутским масложиркомбинатом.) А осень у нас такая же непредсказуемая, как и весна. Вдруг раньше обычного снега пойдут? Случалось же такое в прошлом, когда десятки тысяч гектаров хлеба под снежным одеялом весны дожидались, точнее, весеннего прихода комбайнёров.
Пройдёт месяц-другой, и мы узнаем, повезло ли нам на этот раз.