Караван памяти
Более трёх тысяч километров на спидометрах военных «КамАЗов», на которых уже третью неделю по дорогам Монголии передвигается международная молодёжная экспедиция «Молодёжь Прибайкалья – героям Халхин-Гола». Несколько дней назад была достигнута главная цель российско-монгольского каравана – местность у реки Халх, крайняя восточная точка этой страны. Именно здесь 70 лет назад шли бои, унёсшие тысячи жизней солдат Красной Армии и монгольских частей.
Шествие автокаравана, состоящего из шести «КамАЗов», «Урала» и нескольких автомобилей сопровождения, 15 августа по улицам Улан-Батора, последующий митинг на главной площади столицы, в котором приняли участие члены Великого государственного Хурала Монголии, представители министерств обороны, здравоохранения, молодёжных организаций, прямая трансляция по телеканалам стали по сути тренировкой основных мероприятий празднования 70-летия победы на Халхин-Голе. Они начнутся сегодня. Их уровень подчёркивает ту важность и значение, которые монгольские власти придают этому военно-историческому событию: к примеру, делегацию иркутских экспедиционеров примет премьер-министр страны г-н Баяр. Кроме того, состоится приём у Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии Бориса Говорина. Ожидается встреча и с Президентом России Дмитрием Медведевым, который приглашён в Улан-Батор на празднование.
Тем временем российско-монгольская колонна, которую здесь именуют «1939–2009. Мы не забудем», взяла курс строго на восток. Пройдены города Удурхан, Чойбалсан. Во всех аймаках нас встречают на самом высоком уровне – губернаторы, мэры городов и посёлков. Проходят встречи с ветеранами и местной молодёжью, совместные концерты.
Но бескрайние степи всё больше вступают в свои права, исчезает дорога в традиционном понимании. Ближе к Халхин-Голу начинается дождь, превращая всё вокруг в сплошное болото. Машины вязнут, особенно микроавтобусы, на которых едут офицеры Минобороны и журналисты иркутских и монгольских СМИ. Вот тут-то приходится испытать плечо товарища, выталкивающего твой автомобиль из очередной промоины.
– То, что наши и монгольские ребята, участники поездки на Халхин-Гол, за эти недели стали ближе – однозначно, – говорит Леонид Моторин, комендант иркутской экспедиции. – Но особо взаимовыручка и взаимопомощь чувствуются в отношениях водителей. Они устали больше других, ведь им приходится выдерживать ежедневные 350-километровые марши в условиях только намёка на дороги. Но водители общаются, пытаются друг другу помочь.
Без преувеличения можно утверждать, что именно такие отношения складывались на этих фронтовых дорогах семь десятилетий назад. Более четырёх тысяч грузовиков и автоцистерн безостановочно колесили по одному маршруту – туда-обратно. К местам боёв везли всё: от топлива и боеприпасов до воды и дров.
[/dme:i]
В тяжёлых природных условиях, в режиме ограниченного времени, на допотопных по современным меркам автомобилях военные дальнобойщики сделали своё дело – армия не осталась без регулярного тылового обеспечения. Не зря маршал Жуков в мемуарах помянул шофёров добрым словом: «Чудо-богатыри шофёры делали практически невозможное. В условиях изнуряющей жары, иссушающих ветров кругооборот транспорта в 1300–1400 километров длился пять дней!».
Этими дорогами наш автокараван дошёл до самой реки Халх. Здесь ребята своими глазами увидели гору Баян-Цаган, где героически погибла танковая бригада Яковлева, командный пункт комкора Жукова, возложили венки к памятникам монгольским пограничникам, советским лётчикам, пехотинцам. Целый день провели на озере Буйр-Нуур, где 22 июня 1939 года произошёл один из крупнейших воздушных боёв того времени: 120 японских самолётов против 95 советских истребителей. За два с половиной часа боя японцы потеряли 31 самолёт, наша авиация – 11.
А затем началась дорога домой. Сначала всем очень хотелось просто добраться до асфальтированной дороги. Это произошло всего через два дня пути от Халхин-Гола – по местным меркам достаточно быстро. На асфальте настроение у парней и девчонок заметно поднялось, ведь теперь не будет ни изматывающей тряски, ни обязательных респираторов, без которых из-за пыли в кузовах военных грузовиков дышать было невозможно. До Улан-Батора всего несколько часов пути…
Фото автора и Ольги ЧЕБЫКИНОЙ