издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Памяти «питерского сибиряка»

23 августа Восточная Сибирь и Дальний Восток отметили 200-летие со дня рождения графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского, русского государственного деятеля, губернатора Восточной Сибири с 1847 по 1861 год. Иркутский институт географии Сибирского отделения РАН почтил память великого «питерского сибиряка» двухнедельной научной экспедицией по местам пребывания Муравьёва-Амурского в бытность его управления Сибирью.

– Один из приоритетов нашей экспедиции «Байкал – Тихий океан» определялся необходимостью напомнить народу, общественности и властям о великом российском государственном деятеле, – рассказывает научный руководитель экспедиции доктор географических наук, профессор Леонид Корытный. – В региональных столицах мы посетили памятные места, связанные с именем Николая Николаевича. От лица всех иркутян возложили цветы к памятникам и другим памятным знакам в разных городах, к могиле Муравьёва-Амурского во Владивостоке. Наша киногруппа во главе с режиссёром Анной Марковой отсняла огромное количество видеоматериалов для создания сорокаминутного документального фильма о величайшем в истории России губернаторе.

С «особым пиететом», как выразился Леонид Маркусович, к Муравьёву-Амурскому относятся хабаровчане. В день прибытия экспедиции этот город изобиловал многочисленными растяжками и плакатами, напоминавшими горожанам о приближающемся юбилее. Здесь находится и самый знаменитый памятник генерал-губернатору, тот самый, изображение которого украшает сегодня самую крупную российскую купюру достоинством пять тысяч рублей. Впрочем, и в других сибирских и дальневосточных региональных столицах помнят и чтут имя графа Николая Николаевича. Об этом говорят не только свежие цветы у памятников, не только названия проспектов и улиц, но и тёплые встречи участников научной экспедиции с коллегами из различных академических институтов, казаками, горожанами и представителями региональных СМИ. В Иркутске, к стыду и сожалению, нет памятников Муравьёву-Амурскому. Нет улиц и даже переулков его имени.

– Кроме того, в ходе экспедиции мы решали ряд научных задач, связанных, прежде всего, с анализом социально-экономического положения регионов в период кризиса, – рассказывает Л. Корытный о научной части экспедиции. – Встречались с представителями администраций почти всех регионов, брали интервью у экспертов, у представителей частного и государственного бизнеса, у частных предпринимателей. Привезли для анализа большое количество материалов в виде документов, книг, аудиозаписей.

Сбор данных, как понял я из рассказа учёного, продолжается и сегодня, после завершения экспедиции. В каждом из городов «ответственным людям» были оставлены для распространения бланки специальных анкет для сравнительного анализа социальной ситуации в период кризиса. В ближайшие дни заполненные бланки начнут возвращаться в Иркутск, в Институт географии имени Сочавы, и руководитель экспедиции надеется, что выводы, к которым придут учёные после детального анализа собранных материалов, будут иметь не только фундаментальный, но и прикладной характер. Что власть и бизнес сможет использовать рекомендации учёных в повседневной практике.

К числу особенно интересных Л. Корытный относит изучение формирующегося транспортного коридора Иркутск – Владивосток и его влияние на комплексное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока.

– Мы убедились, что работы на строительстве автодороги ведутся интенсивно, круглосуточно, включая выходные дни. Думаю, что, даже учитывая кризисную действительность, через пару лет дорога будет приведена в хорошее состояние, и тогда не только любители экстремальных путешествий, но и простые автолюбители из Иркутска смогут добираться за несколько дней до Японского и Охотского морей на отдых. Это не утопия.

Вдоль трассы следования иркутские учёные изучали ландшафтное разнообразие, закладывали опытные площадки, отбирали пробы для последующего лабораторного анализа с целью определения экологического состояния природной среды. Выводы будут позже, но по первым впечатлениям – на значительных расстояниях сибирская и дальневосточная природа пока ещё остаётся в состоянии, близком к естественному. Особенно там, где строящаяся автодорога удаляется от Транссиба на десятки километров. Если не считать самой трассы, то наиболее заметным, а порой и бросающимся в глаза фактором антропогенного влияния на природу были следы свежих и старых лесных пожаров. Участники экспедиции уверены, что в отдельных местах они могли видеть природу точно такой, какой видел её во время своих экспедиций граф Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, сумевший благодаря дипломатическому таланту и блестяще проведённым переговорам с Китаем вернуть России реку Амур и значительные дальневосточные территории.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры