Стимуляция рублём
Минфин грозит урезать мэрам и депутатам зарплаты, если те не начнут собирать налоги
Более чем на 22% выросла с начала года кредиторская задолженность муниципалитетов Иркутской области. Сейчас она составляет 6,1 млрд. рублей. При этом областной бюджет сумел уменьшить свою кредиторку на 17,2%. Об этом в среду на заседании регионального совета сообщила министр финансов Иркутской области Татьяна Поронова. Она заявила, что Минфин РФ дал «добро» субъектам «нормировать» зарплаты местным чиновникам там, где дотационность бюджета выше 10%. А она выше даже в успешных Иркутске, Ангарске и Братске.
За первое полугодие 2009 года местные бюджеты недополучили по налогам 6,5% от плана, или более 1,3 млрд. рублей. «Приходится констатировать, что кризис в муниципалитетах не наступил – структура налоговых сборов с 2008 года не изменилась», – заявила Татьяна Поронова. Изменились цифры. Общая сумма налоговой недоимки в консолидированные муниципальные бюджеты составила за первое полугодие 475 млн. рублей. По сравнению с 2008 годом сборы по НДФЛ упали на 11,8%. В 33 территориях поступление НДФЛ оказалось ниже среднего значения по Иркутской области. По мнению Татьяны Пороновой, мэрам стоит усилить работу по сбору подоходника. Однако понятно, что после передачи на областной уровень львиной доли местных нормативов по НДФЛ мэрам сразу стали неинтересны комиссии по легализации «серых зарплат». Ну и не секрет, что в 2008 году около 72,5% сборов НДФЛ приходилось только на восемь крупных территорий региона. Похоже, муниципалитеты уже почти продали собственное имущество или им уже нечего сдавать в аренду. По этой статье идут потери к данным 2008 года на 4,2%, к плану 2009-го – на 2,4%.
Львиная доля муниципалитетов выходит на цифру 70% дотационности, а зарплатные обязательства в среднем превышают 60– 80% от объёма собственных доходов. Даже при оптимистичном увеличении на 12,1% сборов по земельному налогу и на 26,08% по налогу на имущество физлиц (по сравнению с первым полугодием 2008 года) ситуация вряд ли изменится радикально. Потому что потери по НДФЛ за этот же период составили более 600 млн. рублей. А совокупный рост земельного и налога на имущество физлиц не превышает 100 млн. рублей. Региональные финансисты скромно молчат об ещё одной цифре – по сравнению с прошлым годом на 34,5% упал уровень дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. А это минус около 800 млн. рублей.
Между тем кредиторская задолженность консолидированного бюджета к концу первого полугодия составила 7,7 млрд. рублей, увеличившись с начала года более чем на 11%. При этом областной бюджет, со слов первого заместителя губернатора Александра Битарова, сумел сократить кредиторку на 17,2%. И сейчас собственный долг области – 1,5 млрд. рублей. А вот муниципалитеты прирастили 22,1%. Их доля в структуре консолидированного долга – 6,1 млрд. рублей. Александр Битаров сообщил, что более 50% консолидированной кредиторки – это вторая статья (начисления на заработную плату). Впрочем, у мэров нет выбора. В Нижнеилимском районе, к примеру, 84% бюджета уходит на обеспечение «президентского наказа» – выплаты зарплаты, заявил мэр Семён Гендельман. По словам Татьяны Пороновой, правительство намерено обратиться в Минфин РФ с просьбой реструктуризировать консолидированную кредиторку.
Пока же региональные финансисты грозят местным мэрам и депутатам рублём. Татьяна Поронова сообщила, что на днях в регион поступило письмо Минфина РФ, в котором сказано, что субъекты вправе устанавливать собственные нормативы оплаты труда для местных чиновников, если дотационность бюджета территории превышает 10%. В первом полугодии 2009 года даже Иркутск, Ангарск и Братск не сумели удержаться и превысили 10-процентную «норму» дотационности. Бюджеты муниципальных районов на 75% живут за счёт безвозмездных поступлений, для городских и сельских поселений эта цифра – 58,3 %.