издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сияние России»: вызов тьме

  • Автор: Валентина СЕМЁНОВА

Дни русской духовности и культуры «Сияние России» прошли на земле иркутской минувшей осенью в 15-й раз. Дата внушительная. «Сияние России» звучало как вызов. Однако же в нелёгкие годы середины 90-х идея праздника, высказанная Валентином Распутиным, была поддержана владыкой Вадимом, тогда епископом, ныне архиепископом Иркутским и Ангарским, и мэром Иркутска, затем губернатором Иркутской области Борисом Говориным, благодаря чему праздник не только состоялся, но и стал ежегодным и поднялся на уровень областного.

Оглядываясь на прошедшие 15 лет, вспоминая, как с каждой осенью «Сияние…» крепло и расцвечивалось новыми красками, мы должны признать, что Иркутск своё звание города культурного подтвердил ещё раз. Он принял за это время около ста видных деятелей отечественной литературы, специалистов в области истории, политологии, талантливых исполнителей русских песен, мастеров театра и кино. В свою очередь и себя старался показать в лучшем виде, приурочивая к дням «Сияния России» открытие новой библиотеки или нового музея, представление редкого издания или театральной премьеры.

В годы, верно названные очередной смутой, всех волновали дальнейшие пути страны, и было полезно поразмышлять о них вместе с теми, кто занимается такого рода вопросами на высоком профессиональном уровне. Запомнились слова известного публициста С. Кара-Мурзы: «Надо строить ядро ценностей. В этом пока хаос… Мы устояли, но спасения ещё нет». Воссоздание этого ядра, возможное лишь с опорой на патриотизм, совесть, убеждённость в преобладании духовного начала над материальным, стало главной задачей Дней русской духовности и культуры, и она выполнялась.

Огромный интерес вызвали выступления доктора философских наук, заведующего кафедрой политологии МГУ А. Панарина об опасности глобализации по западному образцу, не оставляющей места для морали и культуры, – кстати, сказанное им в 2001 году особенно подтвердилось в памятном августе прошедшего года. Заставили задуматься о состоянии отечественного образования лекции доктора педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского педуниверситета им. А.И. Герцена и руководителя Всероссийского движения «Современная русская школа» И. Гончарова, предлагавшего в своих программах обратиться к опыту народной педагогики, достижениям классической гимназии и советской школы. Против «педагогики от лукавого» протестовала московский публицист Т. Шишова; прозаик из Санкт-Петербурга Н. Коняев, увлечённый историей, пытался ответить на вопрос, откуда начались беды России. Высокое слово о Пушкине прозвучало в год 200-летия со дня рождения великого поэта, нашлось место военной теме – была отдана дань славе Прохоровского поля и проблемам современной армии. Крупнейший поэт современности Ю. Кузнецов читал в Иркутске свои стихи, теперь уже ставшие одной из лучших страниц истории русской поэзии; делился мыслями о писательском труде кудесник языка Русского Севера В. Личутин; критик из журнала «Москва» К. Кокшенева давала меткие оценки литературному процессу; книги В. Распутина и гостей «Сияния…» представлял издатель Г. Сапронов.

Мы посмотрели фильмы, показ которых предварялся выступлениями известных киноартистов и режиссёров В. Ланового, Н. Бурляева, документальную ленту о Г. Свиридове режиссёра Н. Ряполова. Концерт народного артиста СССР А. Ведерникова в зале Иркутской филармонии в 2002 году для многих наших земляков стал единственно возможной встречей с прославленным певцом. То же самое можно сказать о концертах знаменитого на весь мир Кубанского казачьего хора, Академической хоровой капеллы из Санкт-Петербурга (руководитель – народный артист СССР В. Чернушенко), Московского государственного камерного хора (руководитель – народный артист СССР В. Минин), спектакле по Островскому Малого академического театра.

Простое перечисление ставших событиями встреч заняло бы немало места – они вошли в культурную летопись Приангрья.

Но значение Дней русской духовности и культуры не только в том, что гости из центра расширили наш кругозор и приобщили к настоящей культуре, недоступной ныне для большого числа людей. Важен обмен, взаимопроникновение культурных токов центра и провинции, которое происходило ежегодно к обоюдной пользе. К тому же кроме москвичей и петербуржцев у нас побывали представители Уфы, Белгорода, Ельца, Таллина, Краснодара, Сыктывкара, Кемерова, Тобольска.

…Когда при звуках марша «Прощание славянки», исполняемого московской певицей Т. Петровой вместе с Иркутским театром народной драмы на слова артиста этого театра А. Мингалева, зал поднимается как один человек и слушает стоя – это нечто большее, чем просто пение. Это, если хотите, момент духовного единения народа. Марш затем прозвучит в исполнении Кубанского казачьего хора на сцене Иркутского музыкального театра, всколыхнёт другие залы страны, в том числе и кремлёвский. Не в этом ли настоящая сила искусства?

Были и другие осязаемые результаты «Сияния…». К ним надо отнести сотрудничество четырёх толстых журналов: московских «Нашего современника», «Москвы», «Роман-журнала ХХI век» и иркутской «Сибири». Благодаря приездам главных редакторов-москвичей Ст. Куняева, Л. Бородина, В. Ганичева мы постоянно находились в курсе публикаций центральных журналов. Но и более того – наши иркутские писатели, критики, краеведы стали авторами специальных выпусков этих столичных изданий и таким образом предстали перед читателями всей России. Что касается «Сибири», то она обогатилась произведениями известных в России писателей. Проза В. Крупина и Л. Бородина, публицистика Вс. Троицкого, стихи Ю. Кузнецова, М. Аввакумовой, Н. Зиновьева, Н. Рачкова, А. Гребнева и других пришли к любителям современной литературы Приангарья с её страниц.

Долгосрочные последствия для литературной жизни наших мест имел приезд писателя С. Есина, ректора в то время Литературного института им. А.М. Горького. Был создан семинар Литинститута при В. Распутине в Иркутске с заочным обучением в Москве. Руководителем семинара стал поэт А. Румянцев. В результате в 2001–2003 годах более двадцати подающих надежды поэтов и прозаиков Иркутской области пополнили ряды студентов этого вуза.

Мы сказали пока об одной стороне праздника – московской, как мы её привыкли называть. Но за прошедшие годы окрепла и другая – выяснилось, что и у нас есть то, без чего духовность и культура России были бы неполными. И это не только Байкал и Распутин, что вполне объяснимо. Величины магнетические, безусловно. Байкал приветствовал «Сияние России» сиянием своих прозрачных вод, и всегда отличная в эти дни погода говорила о его благоволении мероприятию. Валентин Григорьевич прилагал немалые труды, чтобы всё, что намечено, состоялось. Он и приглашал, и встречал гостей, и выступал вместе с ними, а там, где был Распутин, свободных мест в залах не наблюдалось.

Но вспоминаются отклики гостей и на иркутскую часть «Сияния…».

Сильное впечатление всегда производит крестный ход и слово владыки Вадима, архиепископа Иркутского и Ангарского, ежегодно благословляющего праздник в самом его начале; восхищённые, без всякого преувеличения, отзывы гостей прозвучали после знакомства с Иркутской ассоциацией художественных промыслов «Оникс» и творениями рук её мастеров; Станислав Куняев на представлении книги «Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий)» сказал буквально следующее: «Вы оказали мне честь, пригласив сюда». Слушая искренние похвалы гостей в адрес драмтеатра им. Н.П. Охлопкова, успешно поставившего в прошлом году спектакль по повести В. Распутина «Последний срок», хотелось воскликнуть: «А вы ещё не побывали на наших ежегодных Щаповских чтениях (организатор – профессор ИГУ А.Маджаров), там тоже интересно, на представлении первых томов 20-томного «Словаря говоров старожилов Байкальской Сибири» Г. Афанасьевой-Медведевой, в предисловии названного Распутиным «величественным трудом» и «энциклопедией народной жизни из уст самого народа», не увидели картин редких, самобытных художников!» Всё это только усилило бы культурное взаимообогащение.

Итоги «Сияния России» весомы. Можно сказать, состоялись своеобразные семинары по современной литературе и истории, уроки эстетического воспитания с обращением к традиционному искусству, и, что важно, для многих людей. А главное – это уроки патриотизма, без которого не сделать Россию сильной.

Сегодня мы вновь оказались в полосе испытаний. Дни русской духовности и культуры, как и в 1994 году, должны поддержать нас, укрепить и объединить.

Учитывая весь опыт их проведения, стоит, наверное, подумать о некоторых поправках, которые пошли бы на пользу делу. Хотя всегда есть опасность, меняя что-либо, получить не лучший, а худший результат – будем об этом помнить.

Хотелось бы предложить следующее.

Прежде всего, вернуться к первоначальному замыслу о «Сиянии России», когда это не было фестивалем, а было именно днями просветительского и духоподъёмного действа с привлечением лучших образцов в духовном, поэтическом, публицистическом слове, музыке и пении. Всё-таки согласимся: духовность и фестиваль – понятия не близкие.

При создании оргкомитета было бы неплохо ввести в его состав наиболее ответственных лиц: руководителей учреждений культуры (библиотек, театров, музеев), представителей творческих союзов, сферы образования – словом, тех, кто непосредственно участвует в подготовке мероприятий. Просить В.Г. Распутина остаться в роли руководителя – советника или председателя, но отвести от него мелкие организационные заботы.

Вместо трёх программ, как это было последние примерно 12 лет, лучше составлять одну. (Напомню: работа шла по программам комитета по культуре областной администрации, отдела культуры администрации г. Иркутска, отдельно составлялась программа пребывания московских писателей и деятелей культуры. Люди не всегда могли разобраться, где что происходит.) В эту единую программу должны войти прежде всего встречи с известными деятелями культуры России, а из местных мероприятий – только самое-самое достойное, значения общероссийского, не местного. Пусть будет не более трёх-пяти пунктов, но постепенно можно представить всё лучшее, что имеем. Смотр творческих сил области и города можно продолжить в рамках «Сияния России» уже после отъезда гостей без лишней суеты.

Количество приглашённых с учётом нынешних условий можно несколько уменьшить. Но зато дать больше времени каждому для выступлений. Возможно, кто-то приедет с циклом из двух-трёх лекций на историческую, религиозную или культурную тему, которые будут прочитаны на гуманитарных факультетах наших вузов. Концерты выдающихся солистов или музыкальных коллективов неплохо было бы продолжить в прежнем виде.

Время показало, что публика хорошо отзывается на большие литературные вечера, когда приезжие и иркутские поэты выступают вместе. Такие вечера не требуют особых затрат, и их следовало бы проводить ежегодно.

Пусть же свет «Сияния России» станет более сосредоточенным и вновь поддержит наш дух.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры