Вместе мы – сила!
Некоммерческое партнёрство строителей Байкальского региона (НП СБР), официально созданное в декабре прошлого года, 27 июля получило статус саморегулируемой организации – СРО. На сегодня это четвёртая саморегулируемая организация строителей в Сибирском федеральном округе и двадцать вторая – в Российской Федерации. В составе НП СБР 115 членов, ещё 80 заявлений о вступлении находится на рассмотрении исполнительной дирекции. О функциях новой структуры, её правах и обязанностях рассказывает в беседе с нашим корреспондентом председатель правления Некоммерческого партнёрства строителей Байкальского региона Сергей Брилка.
– Сергей Фатеевич, споры по поводу нужности СРО велись несколько лет. Тем не менее летом прошлого года вышел федеральный закон, который вступление в СРО сделал обязательным для всех строительных организаций. В чём были трудности создания новой структуры в Иркутской области?
– Вы правы, вслед за аналогичными некоммерческими партнёрствами строителей Алтайского и Красноярского краёв и Омской области статус СРО получило и наше партнёрство. Трудность в том, что надо было объединить минимум 100 строительных компаний, которые имеют достаточное количество квалифицированных специалистов, материально-техническую базу и могли бы оплатить взнос в компенсационный фонд. Это главные условия федерального закона. Инициаторами создания новой структуры явились такие крупные и известные на строительном рынке компании, как «Новый город», «ВостСибСтрой», «Парапет», «Предприятие Иркут-Инвест», «ВЭКОС», «Иркутскгипродорнии» и ряд других крупных подрядчиков.
Деньги компенсационного фонда идут на возмещение убытка третьим лицам. К примеру, член нашей организации допустил в своей работе серьёзную техническую ошибку (что-то случилось с построенным зданием, сооружением) и от этого пострадали третьи лица. Вначале само предприятие своими силами устраняет брак, затем вступают в действие инструменты страхования гражданской ответственности. И только затем, по решению суда, вступает в силу требование компенсировать потери третьего лица за счёт компенсационного фонда. В прежние времена при лицензировании никто не требовал обязательного страхования и ответственности строителей перед заказчиком, а сейчас это обязательное условие, которое серьёзно меняет ситуацию на строительном рынке. Другого выбора у строительных компаний, организаций, индивидуальных предпринимателей, занимающихся ремонтом и капитальным строительством, просто нет.
– Это как-то коснётся интересов дольщиков по строительству жилья?
– Этот вопрос нам задают достаточно часто. Он понятен, ведь количество обманутых дольщиков, увы, не уменьшается. Однако защищать права дольщиков – это не наша задача. Наша задача – сделать так, чтобы жильё (и вообще все строительные сооружения) возводились надёжными стабильными компаниями и качественно. Не фирмами-однодневками, а серьёзными строительными организациями. Конечно, мы никого не сможем наказать, если кто-то не выполнил условия по передаче квартиры, потому что эти отношения обусловлены договором между дольщиком и подрядчиком и мы на них повлиять никак не можем. Наша саморегулируемая организация отвечает за то, чтобы строители работали качественно и профессионально. Мы выдаём допуск на производство работ лишь в том случае, если удостоверимся, что подрядчик обладает специалистами, материально-технической базой и правильно ведёт проект. За этим будет следить контрольный орган исполнительной дирекции, его специалисты будут выезжать на стройки и проверять качество работ.
– Сейчас в отрасли образовался некий вакуум. Кто-то захотел открыть строительную фирму, но не может получить лицензию. Как быть в подобной ситуации?
– Пусть обращается в СРО, мы рассмотрим его заявление, что он хочет делать, какими силами, на какой материально-технической базе, и можем выдать ему свидетельство о допуске, если он станет нашим членом. С января 2010 года строительные лицензии отменяются. Только наше свидетельство будет давать право работать на строительном рынке. Такой документ можно получить в любой СРО, скажем, в Красноярске, Омске или Москве, он будет действительным по всей России. Но в законе прописано существенное ограничение: строительная компания может состоять только в одной саморегулируемой организации.
У нас есть собственный сайт, который со временем станет навигационным листком для потребителей. Там любой желающий построить, например, квартиру в новостройке может прочитать: «Уважаемые потребители, заказчики, имейте дело только с теми подрядчиками, которые входят в СРО. В этом случае ваши риски многократно уменьшаются».
– Не боитесь столкнуться с коррупционными схемами?
– Плюсы СРО в том и заключаются, что эта система абсолютно чиста и не может быть связана с коррупцией. Все решения по выдаче свидетельства о допуске, наложении дисциплинарного взыскания, исключении из саморегулируемой организации принимаются не дирекцией, а коллегиально – правлением, в которое входят 16 руководителей строительных фирм и компаний. При этом они не могут быть в составе правления более двух лет, так же как и его председатель. На общем собрании они переизбираются. Будем проводить годовое собрание, и может оказаться так, что нынешний состав правления полностью поменяется. То есть это постоянно меняющийся состав, который ведёт контрольную деятельность внутри саморегулируемой организации. Каждый может попробовать себя в качестве члена правления, если за него проголосует достаточное количество участников общего собрания – высшего органа управления СРО. Правление не позволит кого-то несправедливо наказать или исключить из СРО.
– Сергей Фатеевич, в последние два-три года не раз приходилось слышать о неком занавесе между областной администрацией и строителями. Как мыслите его приподнять?
– К великому сожалению, был такой период, когда отсутствовал диалог власти со строителями, не было общего понимания, общих позиций. Не было взаимной работы, партнёрства между властью и строительным комплексом. Думаю, и сами строители в этом тоже виноваты, так как не умеют чётко сформулировать и донести до власти свои требования, вместе с властью выработать план и реализовать его.
Главное преимущество СРО в том, что принципиально поменяется подход к системе контроля и ответственности строительных организаций. Их работа станет прозрачней, снизится степень давления государства и чиновников на свободные рыночные отношения, заработает механизм внутрикорпоративного разрешения конфликтов. Объединив строителей в одно целое, мы несём ответственность за их работу, значит, можем выдвигать и какие-то политические требования. Чтобы власть с нами считалась, чтобы мы могли за себя постоять, что-то потребовать.
Не думаю, что кто-то может быть не заинтересован в нашей работе. Хотя со стороны малого бизнеса были попытки создать в области параллельные СРО, но пока безуспешные. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (бывший Ростехнадзор) к регистрации СРО подходит очень жёстко: к документам, составу, проверяет, насколько организации жизнеспособны, проводит консультации с региональной властью.
– День строителя как будете отмечать?
– Сейчас идёт рутинная работа. Мы делаем совершенно новое дело. Разрабатываем положение о структурных подразделениях, инструкции на каждого работника, перепроверяем документы членов нашего партнёрства. Отпразднуем профессиональный праздник и разъедемся по строительным организациям с проверками. Выдавая свидетельство о допуске к строительным работам, мы должны быть уверены, что это профессиональная компания.
В заключение хочу пожелать своим коллегам не падать духом, быть уверенными в завтрашнем дне, достойно пережить кризис и выйти из него с наименьшими потерями.