Аура «Лебединого озера»
Удивительно быстро бежит время: казалось, с прошедших гастролей Бурятского Академического театра оперы и балета прошло не более двух лет, а оказывается, пролетели все пять, и за этот период, естественно, многое изменилось. С одной стороны, появились новые административные веяния в судьбах театрального дела, которые хотя и не видны рядовому зрителю, но подспудно обязательно отражаются на театральном творчестве. С другой стороны, народились, подросли и просто соскучились о высоком искусстве зрители, и их приобщение к высокому во времени укладывается в пятилетний промежуток.
Бурятский театр оперы и балета – единственный на всю Восточную Сибирь и Дальний Восток, и коллектив понимает эту меру ответственности за воспитание зрителя, формирование его духовного и эстетического потенциала. Эту благородную миссию театр выполняет вот уже без малого семьдесят лет. За этот период театр определил и свято сохраняет традиции высокопрофессионального интернационального искусства, предоставляя в своём репертуаре лучшие произведения русской, советской и зарубежной классики.
Историю и лицо театра создавали замечательные, талантливейшие представители бурятского искусства, некоторых из них я позволю себе здесь упомянуть. Это, безусловно, легендарный бас Лхасаран Линховоин, которого Большой театр советского периода с удовольствием приглашал петь партию Кончака в опере А. Бородина «Князь Игорь». В 1948 году бурятский театр поставил балет П. Чайковского «Лебединое озеро», но, наверное, только историки театра и старые театралы вспомнят, что этот спектакль стал дебютным для будущей звезды балета Ларисы Сахьяновой. Это уже потом мы увидели её в знаменитом балете Л. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара», который неизменно находится в репертуаре театра и закономерно стал визитной карточкой театра. Или сегодняшняя главный балетмейстер театра народная артистка России, лауреат Государственной премии Республики Бурятия Екатерина Самбуева. Кажется, это было недавно, она совсем малышечкой впервые приехала в свой первый гастрольный город – Иркутск, и практически отсюда началось восхождение будущей примы – балерины российского балета. Теперь она определяет высокий статус балетной труппы, бережно сохраняя чистоту и традиции классического балетного искусства. И, верно, поэтому балеты «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» сохраняют в сути постановочную редакцию выдающегося хореографа Ю. Григоровича, знаменитые половецкие танцы идут в постановке легендарного Михаила Фокина, берегут хореографический вклад Игоря Моисеева.
[/dme:i]
Нынешние гастроли Бурятского Академического построены тактически весьма необычно. Первую половину гастрольного периода составляют балетные спектакли: это, кроме уже упомянутых выше, « Жизель» А. Адана, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова и балет для детей и взрослых «Буратино». Затем приедет оперная труппа театра и иркутяне смогут насладиться и «Пиковой дамой» П. Чайковского, и «Кармен» Ж. Бизе, и «Князем Игорем» А. Бородина, и «Севильским цирюльником» Дж. Россини и даже концертом из знаменитых произведений опереточного жанра.
Театр из-за продолжающейся реконструкции находится в сложных условиях, однако каждый год обязательно рождается один оперный и один балетный спектакль, каждый год театр находит возможности поехать на гастроли. За прошедшие пять лет Бурятский оперный побывал в Улан-Баторе, Донецке и Днепропетровске, Чите и Хабаровске.
Нынешние гастроли в Иркутске театр открыл легендарным балетом П. Чайковского «Лебединое озеро» в новой редакции и постановке засл. арт. России и нар. арт. Республики Башкортостан Шамиля Терегулова. Теперь балет стал двухактным, несколько изменены линии взаимоотношений героев, разделены партии Одиллии и Одетты на двух исполнителей, по-новому решён финал балета. Но все эти новшества ни в коей мере не нарушают классический характер балета и лишь подчёркивают возможности целомудренной интерпретации в классическом жанре. Театр продемонстрировал возросшие технические возможности балетной труппы, что отчётливо проявилось в эмоциональной насыщенности основных балетных партий и совершенном кордебалете.
В спектакле заняты молодые артисты балета Л. Балданова и Б. Цыбикова, засл. арт. Республики Бурятия Б. Дамбаев и Б. Цыдыпылов, весьма красочны декорации художника-постановщика из Чувашии В. Фёдорова и отличные костюмы. Безусловно, первый спектакль стал прекрасной творческой заявкой на успешные гастроли Бурятского Академического театра оперы и балета.