издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В отпуск – за сказками

Иркутский областной театр кукол «Аистёнок» традиционно последним из всех театров завершил 74-й сезон. Но это не значит, что до сентября работа коллектива остановилась – уже сейчас вовсю идёт подготовка к предстоящему юбилею театра.

На этот раз «в гости» к ребятам пришли персонажи всех последних премьер: главные герои сказки «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки», Бабайка из новогодней программы «Я Бабайку не боюсь» и кошки из «Кота в сапогах». В фойе театра стараниями художников развернулась лесная «полянка», на которой сказочные персонажи пели, танцевали и играли с ребятами, посетившими последний в этом сезоне спектакль. Спектаклем, завершившим предъюбилейный сезон, стал любимый многими зрителями «Машенька и медведь». Фрагментом из этого спектакля откроет театр свой 75-й сезон на гастролях в Германии в конце сентября. Об итогах прошедшего и планах предстоящего сезонов – наша беседа с главным режиссёром театра Юрием Уткиным.

– Юрий Анатольевич, на празднике закрытия ребят поприветствовали персонажи из всех новых сказок театра. Насколько удачными, на ваш взгляд, были премьерные постановки этого сезона?

– Надо сказать, что в творческом плане прошедший сезон оказался для театра весьма успешным. Думаю, что все новые постановки обязательно закрепятся в репертуаре. Так, спектакль «Кот в сапогах», появившийся в афише в начале сезона, нов и необычен для нас по форме, жанру и воплощению. Это связано с тем, что команда постановщиков спектакля – режиссёр Владимир Гусаров и художник Елена Кучерова – была приглашена из Самары. Конечно, иркутские и самарские традиции театра кукол отличаются, но это и хорошо, ведь новый взгляд всегда способствует творческому развитию коллектива, а любители театра получают прекрасную возможность по-хорошему удивиться. В следующем сезоне мы также будем сотрудничать с представителями других городов, ведь творческий коллектив жив, только пока он не стоит на месте…

– Большим успехом в этом году пользовалась новогодняя программа театра. Как отмечали постоянные зрители, она стала одной из лучших за последние несколько лет. Скажите, в чём секрет?

– В этом году мы постарались учесть то, что на Новый год к нам приходит очень много маленьких зрителей. Малыши – это самый консервативный зритель: чем добрее, светлее и красочнее история, тем для них лучше. Кроме того, маленькие дети многого боятся – темноты, различных существ, которые им в этой темноте мерещатся. Наша актриса, заслуженная артистка России Любовь Калиниченко, придумала и поставила замечательную историю «Я Бабайку не боюсь». Оказалось, что Бабайка, которым взрослые часто пугают детишек, – это всего лишь озорной, но очень добрый лесовичок. Художником спектакля стал молодой дизайнер из Усть-Илимска Денис Серков. Он сумел создать очень воздушное и красочное «полотно» спектакля и кукол с детскими характерами.  

– Этот же художник занимался и оформлением последней премьеры – «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки»?

[/dme:i]

– Да. Это моя последняя постановка. Спектакль получился очень своеобразным. Хотелось создать некую провокацию, испытание для маленьких зрителей. Ведь известно, что у детского театра две основные задачи – прививать тягу к прекрасному и  пробуждать, воспитывать добрые чувства. Персонажи спектакля Федотка и Федулка привлекают ребят к «сочинению» сказочной истории и по ходу действия провоцируют детей на неправильный выбор, когда зрители становятся невольными участниками обмана беззащитного человека. Когда ребята осознают свою ошибку, им даётся возможность её исправить. В жизни,  к сожалению,  такой шанс даётся не всегда. Потому, на мой взгляд, лучше, чтобы дети совершали ошибки в театре,  а не в жизни, ведь этика человеческих отношений требует не только доброты, но и ответственности.

– Довольно давно в театре нет главного художника. Будут ли какие-то изменения в этом плане?

– Отсутствие главного художника представляет для театра большую проблему. Художественное решение спектакля для театра кукол имеет первоочередное значение. Но вести работу с художниками на расстоянии или в авральном порядке во время их кратковременных визитов очень трудно. Вскоре мы ожидаем приезда художника-сценографа театра кукол Ульяны Филипповой, выпускницы Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Есть надежда, что после постановки спектакля по сказкам Писахова, над которым сейчас ведётся работа, она останется в нашем театре на должности главного художника. Это позволило бы воплотить многие замыслы, такие как постановка для молодёжи «Алые паруса» по повести Александра Грина, уже в предстоящем сезоне.

– Первой премьерой юбилейного сезона станет спектакль по сказкам С.Г. Писахова. Я знаю, что название спектакля ещё в работе, но не могли бы вы немного приоткрыть тайну? Что это будет за спектакль?

– Сказать пока можно только одно: в спектакле будет занят почти весь женский состав труппы. Кроме весёлости и остроты писаховских баек, которые, в общем-то, и небылицами не назовёшь, ведь многие вполне могут случиться в нашей жизни, хотелось бы поговорить о силе и нежности женщины во все периоды её жизни – от юности до почтенной зрелости. Эти периоды будут воплощены в образах времён года, а сами персонажи сказок Степана Писахова очень близки природе и её циклам.

– Кроме этой постановки, каковы ближайшие планы театра?

– Вскоре после открытия сезона мы планируем поехать в Германию. С коллективом театра кукол «Монте Кефихъ» («Клетка для моли») города  Пфорцхайма мы дружим уже двадцать лет. Это будут юбилейные гастроли с концертной программой, сотканной из фрагментов различных спектаклей, поскольку хотелось бы максимально представить немецким коллегам и зрителям уровень нашего мастерства. Подготовкой к этой поездке мы также вплотную будем заниматься в летний период. Так что, как видите, отпуск для театра – это просто возможность спокойной работы над новыми сказками и проектами, которые будут радовать зрителей в новом сезоне.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры