Ударили по разгильдяйству
Росфиннадзор и финансисты «Серого дома» будут проводить совместные проверки
Правительство Иркутской области и региональное представительство Росфиннадзора отныне будут работать в одной связке. На этой неделе в Иркутске побывал глава федеральной службы Сергей Павленко. Он и его «старый товарищ», как выразился сам Павленко, губернатор Дмитрий Мезенцев подписали соглашение о сотрудничестве. Его цель, как заявил Сергей Павленко, устранить в Иркутской области «известную русскую черту – разгильдяйство». А губернатор заверил, что разгильдяйства станет меньше уже в проекте бюджета на 2010 год. Между тем один из экспертов отметил: подобные акции носят скорее пиар-характер и не могут существенно сказаться на кредитном рейтинге региона.
«У нас есть список регионов, не малый, но и не большой, с которыми подписаны соглашения», – отметил Сергей Павленко. Теперь в нём и Иркутская область, которую возглавил «старый товарищ» Павленко Дмитрий Мезенцев. «Мы считаем возможным сделать то, что он считает нужным, – подчеркнул глава Росфиннадзора. – Потенциал области – не деньги, а доверие к власти». Градус доверия будет повышаться за счёт «согласованной политики» территориального управления (ТУ) Росфиннадзора и службы государственного финансового контроля Иркутской области, которую возглавляет Тимофей Вохмин. Служба была выделена всего несколько месяцев назад из структуры областного минфина. Как пояснили «Конкуренту» в ТУ Росфиннадзора, соглашение подписано для того, чтобы контролирующие службы могли согласовывать графики проверок и не мешали друг другу на одних и тех же объектах. Теперь областные финансисты и Росфиннадзор будут проводить комплексные проверки программ и проектов, которые идут под грифом «софинансирование». В зоне внимания двух служб будут средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, межбюджетные трансферты из федеральной казны, а также ценности и объекты, находящиеся в собственности федерации. Правительство получило возможность вносить свои предложения в план проверок территориального управления, а то в свою очередь – право на участие в работе правительственных рабочих групп и комиссий. У губернатора появляется исключительное право направлять в ТУ Росфиннадзора обращения, запросы, предложения по проверке объектов, финансируемых из бюджетов разных уровней.
В сущности, новая «стилистика» работы позволит правительству избежать случаев, когда Росфиннадзор может обнародовать несогласованные с «Серым домом» данные по проверкам использования федеральных средств. В 2007 году в СМИ озвучивался случай, когда данные теруправления Росфиннадзора по проверке расходования федеральных средств на строительство мостового перехода через Ангару не совпали с данными областных финансистов. Дмитрий Мезенцев, как грамотный политик, не мог не воспользоваться случаем наладить хорошие отношения с Росфиннадзором. В соглашении есть пункт, что в случае передачи дела в суд «Серый дом» и Росфиннадзор могут представлять сторону обвинения вместе.
Хотя в соглашении нет параграфа о совместных публичных обнародованиях итогов проверок, Дмитрий Мезенцев заявил, что раз в год две службы будут представлять данные в отчёт о финансово-экономическом положении области. По его словам, соглашение позволит сделать «более сбалансированной» доходно-расходную часть областного бюджета. Между тем ясно, что мимо Мезенцева не пройдут данные проверок теруправления за последние пять лет.
В распоряжении «Конкурента» оказались некоторые из этих данных. С 2005 года по первое полугодие 2009 года теруправление провело 1862 проверки и ревизии. Общая сумма выявленных финансовых нарушений – 59,405 млрд. рублей. Из них 51,971 млрд. рублей – это нарушения в использовании средств федерального бюджета, оставшаяся часть – региональный бюджет. За этот же период в регионе было проведено 494 проверки соблюдения валютного законодательства. Возбуждено 1126 дел об административных правонарушениях. Взыскано было 12,7 млн. рублей штрафов. Почти за пять лет в числе проверяемых организаций побывали Иркутский государственный педагогический университет, ФГУ «Иркутский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта», Управление капитального строительства Иркутска и другие. Суммы неэффективного или неправомерного использования материальных ресурсов и финансовых средств федерального бюджета в отдельных случаях превышали 150 млн. рублей.
«Разгильдяйство, эта известная русская черта, специфично и для Иркутской области, – отметил Сергей Павленко. – Мы должны приложить максимум усилий для экономии бюджетных средств». То, что экономить придётся, уже никто не сомневается. Несмотря на июньское секвестирование бюджета на 4,3 млрд. рублей, региональный минфин заявил, что до конца года необходимо сократить ещё около 5 млрд. рублей и найти 6 млрд. рублей на рефинансирование банковских займов. В этой финансовой ситуации до 20 сентября должен быть свёрстан проект бюджета 2010 года. Он, как намекнул Дмитрий Мезенцев, будет разработан при участии данных Росфиннадзора. Однако более точную расшифровку этого «участия» не дал. Глава теруправления Геннадий Данилов сообщил «Конкуренту», что вслед за общим рамочным соглашением будет подписано рабочее – напрямую с государственной службой финансового контроля. После чего службы разработают совместный план действий.
Наблюдатели полагают, что подобного рода соглашения носят скорее пиар-характер, а заметного влияния на бюджетный процесс оказать не могут. Аналитик рейтинговой компании Standard & Poor`s Борис Копейкин считает, что подобного рода акции, скорее всего, не повлияют на уровень кредитного рейтинга области. «В случае, если совместные действия этих двух структур скажутся позитивно на доходах субъекта, то результаты этой деятельности можно рассматривать как фактор, позитивно влияющий на кредитоспособность. Но результаты ещё предстоит увидеть», – заявил Борис Копейкин. Напомним, что в конце марта рейтинговая служба Standard & Poor’s понизила долгосрочный кредитный рейтинг Иркутской области с «B+» до «B», выведя регион из списка «CreditWatch» и сменив прогноз со «Стабильного» на «Негативный». Тогда аналитики Standard & Poor’s, отметили, что расходы на обслуживание и погашение госдолга могут достигнуть в 2009 году 18% от текущих доходов областного бюджета, что является абсолютным рекордом последних лет. При этом рефинансирование банковских займов затруднено в связи с кризисом. А долги муниципалитетов составляют также 18% от доходов регионального бюджета. По прогнозу Standard & Poor’s, текущие доходы региона сократятся в 2009 году на 3-4%, ещё 2% отнимут обслуживание госдолга и негибкие расходы на персонал.