издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорогое удовольствие

Цены на потребительском рынке региона выросли за первые шесть месяцев 2009 года на 6,4%, обнародовал данные Иркутскстат. Больше всего подорожали товары, которыми покупатели привыкли запасаться в ожидании очередного кризиса или дефолта, – рыбные консервы, спички, стиральный порошок и сахар. Зато цены на яйца и молочные продукты впервые за много лет поползли вниз, «сбросив» с начала года по 2-3%, заверяют чиновники и статистика. Иркутскую область тут же поспешили записать в регионы с одним из самых низких уровней инфляции в Сибири. Сами потребители изменений в лучшую сторону почти не заметили: расходы на питание по-прежнему растут, заставляя искать «места подешевле» и отказываться от покупки новой одежды или техники в пользу продуктов.

«Взбитые сливки стоят, как сбитый «Боинг»  

«Мои расходы на продукты выросли процентов на сорок», – делится чиновник Евгений. Говорит, проследить за ростом цен почти невозможно: «В некоторых супермаркетах пишут только вес, не указывая цену, потому что она может измениться даже в течение недели». Так, лишь за июнь продовольственные товары подорожали на 0,4%, свидетельствует Иркутскстат. Значительно выросли цены на рыбные консервы, мясо птицы, варенье, мёд и овощи – от 2 до 5%. Платные услуги на потребительском рынке только в июне добавили 1%. Непродовольственные товары и алкогольные напитки прибавили в цене 0,6%. На фоне других городов региона Иркутск выглядит довольно средне: цены на большинство продуктов в областном центре не сильно отличаются от других территорий. Хотя есть и приятные плюсы: в областном центре самые дешёвые молоко, сыр, сахар, репчатый лук и капуста. Зато самые дорогие говядина и колбаса.

Рост цен Иркутскстат фиксировал на протяжении первых шести месяцев 2009 года. Потребительские цены на все виды товаров и услуг с начала года выросли на 6,4%. Продукты подорожали на 6%, алкоголь – на 4,9%, непродовольственные товары – на 5,4%. Выше всего «подскочили» платные услуги – на 9,6%.  Данные за год выглядят ещё менее оптимистично: потребительские цены выросли с июня 2008 года в среднем на 12,6%. В лидерах опять оказалось то, что статистика называет «деликатесами» –  варенье, джем и мёд – на 38%. Практически все мясные продукты подорожали на 21%, рыбные – на 26%. Отдельную строку занимает алкоголь: 20% в цене прибавили вина, 13% – пиво, шампанское и коньяк и всего 4,9% –  водка. «Безусловно, всё стало дороже. Раньше пенсии хватало на то, чтобы ещё кофточку-брюки купить, теперь  всё уходит на продукты», – подтверждает пенсионерка Аграфена Ульяновна. Свой обычный набор продовольствия  она не изменила, но чаще стала совершать покупки там, где цены пониже. «Сейчас собираюсь из Солнечного на Цимлянскую ехать, там яйца подешевле. То же самое с аптеками. Хорошо, что льготный проездной», – говорит женщина.

Тем не менее впервые за последние годы в Иркутской области цены на отдельные продукты пошли вниз. С начала 2009 года подсолнечное масло подешевело на 17,3%, яйца – на 14,2%, сыры – на 1,8%, макароны – на 1,4%, молоко – на 0,8%. «Я заметила, что цены на яйца немного понизились. Но тратить меньше денег на продукты от этого почему-то не стала. Видимо, потому что одними яйцами сыт не будешь», – говорит юрист Любовь. Снижение цен на молочные продукты, как отмечают покупатели, произошло только у местных производителей. «Взбитые сливки по-прежнему стоят, как сбитый «Боинг», – заключил один из наших собеседников.

Во всём винить деликатесы

В Иркутской области действительно впервые наблюдается снижение цен по некоторым позициям, подтвердила глава Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Наталья Захарова. Она уверена: рост удалось остановить благодаря косвенным административным механизмам влияния на рынок. «Мы поработали с муниципалитетами, где сейчас действуют программы социальных магазинов, продуктов, общественного питания», – рассказывает она. Общее повышение на 6,4% за полгода Захарова связывает с тем, что на показатели влияют отдельные сильно подорожавшие продукты – рыба, варенье, мёд, сигареты, валидол.

[/dme:i]

Данные «подогреваются» и ценами на промышленные товары и услуги. Нитки, табачные изделия, моющие средства и спички подорожали за полгода на  5,7–18%. «Такой странный набор объясняется просто: население почти полгода страхуется на случай очередного кризиса или дефолта», – пояснил руководитель агентства  регионального развития  потребительского рынка и сферы услуг Сергей Лыков. На уровне со «стратегическими товарами» и медикаменты – 17,9 %. Услуги в целом с начала  года стали дороже на 13,9–15%. В лидерах тарифы на электроснабжение, которые выросли на 24,4%, стирка и глажка белья – 22%, ритуальные услуги – 18,6%, жилищно-коммунальные, ветеринарные услуги  и химчистка – 17,3%.  

Однако даже с учётом роста цен на эти товары и услуги в регионе сейчас один из самых низких уровней инфляции в Сибирском федеральном округе (СФО). «Ниже только в Томской и Новосибирской областях и Бурятии, – говорит Наталья Захарова. –  Хотя ещё год назад Приангарье занимало первую строчку по темпу роста цен». В подтверждение чиновник приводит стоимость фиксированного набора из 83 товаров и услуг. В июне его стоимость в Иркутской области осталась почти без изменений – 7249,68 рубля (подорожание на 0,4%).  В других регионах СФО «корзина-83» подорожала примерно на 1%. Хотя стоимость самого набора в Приангарье осталась довольно высокой – седьмое место среди регионов.

Нечем крыть

Эксперты не разделяют оптимизма чиновников, называя понижение цен временным и прогнозируя их дальнейший рост.  «Когда вы слышите, что «все социальные гарантии будут исполнены», де-факто это значит, что бюджет обеспечит их финансирование за счёт повышения, скажем, тарифов тех же госмонополий. В свою очередь, сети розничной торговли «накидывают» цены, чтобы покрывать издержки при падении оборотов», – полагает Сергей Лыков. По данным Иркутск-стата, обороты розницы упали за полгода на 9,7%. Как считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков, двигать цены вверх продолжит девальвация рубля. «В условиях, когда на импорт приходится 30–40% продуктов, рост цен на них неизбежен. На фоне этого свою политику корректируют и отечественные продавцы, – отметил эксперт. –  Стоит учитывать рост стоимости кредитов, который также был частично переложен на потребителя». То, что цены повышаются и по вине ритейлеров, иллюстрируют данные статистики: за полгода рост розничных цен составил 6,4%, а  производители промышленных товаров и сельхозпродукции, наоборот, снизили свои цены на 1,5 и 4% соответственно.

Уличить ритейлеров в необоснованных наценках практически невозможно, признают наши собеседники. «При существующем законодательстве мы не в силах доказать согласованные действия торговых сетей, ведь повышение цен происходит не в один момент, к тому же они всё равно отличаются. Скажем, на 30–40 копеек. Для потребителя разница несущественная, но она есть», – говорит руководитель территориального управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина.  Доминирующее положение выявить также не получится:  какими большими не были бы магазины, ни один из них не занимает долю в 35% на рынке розницы, то есть не имеет признаков монополии, отмечает Заморина. По её словам, сейчас меняются подходы к определению злоупотребления со стороны торговых сетей. Есть вероятность, что порог опустят до 8% рынка. Так что пока регулировать наценки продавцов может только падающий спрос. Покупательская способность жителей  Иркутской области с июня 2008 года упала по разным видам товаров-услуг на 0,5–20%. «Если бы не сокращение потребительского спроса и переориентация покупателей на более дешёвые товары, рост цен мог быть значительно более существенным», – считает Фильченков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры