Размышления после диалога
Обычный рабочий четверг заканчивался в Москве длиннейшей очередью на Спасопесковской площадке – маленькой площади, в которую вливаются две старинные арбатские улочки – Спасопесковский переулок и Каменная слобода. Здесь у ворот красивейшего особняка в неоклассическом стиле – знаменитого «Спасо-хауза» – резиденции посла США в России выстроились в две шеренги иностранные дипломаты и избранные представители столичной элиты с приглашениями на традиционный приём в честь 233-й годовщины Дня независимости США. Праздник этот всегда отмечается 4 июля, но в связи с важнейшими событиями последующей недели был неожиданно перенесён на два дня вперёд.
Не совсем светская хроника
Сам праздник был достаточно традиционным, с вынесением российского и американского флагов, исполнением гимнов и двуязычными приветствиями. Попивая калифорнийское вино и старое бордо, приглашённая российская арт- и политэлита демонстрировала полное дружелюбие. Такие проправительственные политические тяжеловесы, как заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, только что заявивший в прямом эфире: «В преддверии 1 сентября (60-летие начала второй мировой) мобилизуются люди, страдающие историческими комплексами и желающие спустить на Россию всех собак», и Вячеслав Никонов, возглавляющий программу «Русский мир», призванную улучшить имидж РФ за рубежом, рассказывали новейшие анекдоты главному обличителю Кремля Гарри Каспарову (видимо, для передачи самому президенту Обаме на предстоящей встрече в отеле «Риц-Карлтон»), а им с улыбкой внимал разоблачитель козней американского империализма на «ТВ-центре» Алексей Пушков. Яблочники Сергей Митрохин (тоже приглашённый на встречу с президентом США) и Григорий Явлинский дружески пикировались с открывателем «оранжевых гнусностей» продюсером скандального фильма «Юлия» экс-либерал-демократом Алексеем Митрофановым, а им отрешённо кивал находившийся, видимо, в нирване Андрей Макаревич.
Впрочем, праздник праздником, а работа работой. Профессор Пушков только что включил в свою передачу длинный монолог генерал-полковника, президента самозванной Академии Геополитики Леонида Ивашова против сокращений ракетно-ядерных сил, на что так надеются руководители двух стран, так как, по его мнению, «сокращение ядерных боезарядов ниже уровня в 1500 боеголовок «выкидывает» Россию из тройки мировых держав и «скатывает» во второ-степенный статусный коридор». После таких геополитических новаций вполне можно было отдать должное халявному калифорнийскому «шампан-скому». Американские хозяева, несмотря на официальное радушие, всё же подтверждали, что Хилари не приедет – руку вылечить не успела, а переговоры её заместителя Роуз Геттемюллер с российскими делегатами в Женеве идут «сложно», кстати, практически полное отсутствие на приёме людей в российской военной форме как бы косвенно подтверждало это. Даже солист англоязычной российской рок-группы, начинавший в Улан-Удэ, а потом сотрудничавший с иркутским «Белым острогом», заметил: «Что-то наших генералов не видно».
Кто действительно работал на этом празднике, так это его организаторы. Полный состав американского посольства, усиленный молодыми людьми разных цветов кожи в одинаковых чёрных мундирах морской пехоты, с первого взгляда ничем не отличающихся от наших суворовцев, старался развлечь без малого тысячную толпу гостей. В дружеских беседах выяснилось, что и старое и новое здания посольства уже не вмещают персонал и неоднократно запрашивались средства для строительства в Москве нового здания, на что следовал стереотипный ответ: «Денег нет!». Действительно, бывая в краснокирпичном дипломатическом городке на Краснопресненской, невольно обращаешь внимание на то, что в небольших офисах дипломаты буквально сидят друг у друга на головах, а, по откровенному выражению одного из хозяев вечера, «посольство перед визитом напоминает большой бардак».
Расходились с праздника уже поздно вечером, потребив по русскому обычаю основную часть винных запасов. Все встречи и беседы назначались на «после 8-го», может быть, и в зависимости от того, о чём же наши великие договорятся?
Идеалы и интересы
Действительно, в официальных отчётах по итогам переговоров обе стороны выражали надежду на то, что она принесёт поворот в отношениях между ними. Так ли это на самом деле?
Специальный помощник президента и старший директор по российским и евроазиатским делам Майкл Макфолл на встрече с сотрудниками Московского центра Карнеги заявил, что президент США намерен обсудить широкую сферу двусторонних отношений, включая Иран, Афганистан, Северную Корею, и проблемы нераспространения оружия массового поражения. Но на неприятный вопрос автора данных заметок, как соотносятся слова президента Обамы о Путине, стоящем одной ногой в демократии, а другой (надо понимать!) в авторитаризме, профессор Макфолл всё-таки снизошёл до ответа бывшему участнику своих московских семинаров: «Главное не слова, а безусловная, нравственная ценность понятия «демократия».
7 июля – Гостиный двор. После закрытых переговоров Обама и Медведев заставили выпускников Российской экономической школы (кстати, в её названии американские СМИ опускают слово «российская», а говорят о Новой школе экономики) ждать больше двух часов. Роль «разогревающего» исполнял самый первый и удачливый выпускник школы Аркадий Дворкович, впрочем, особого успеха в этот раз не имевший.
Наконец-то прибывшие президенты много говорили о демократии, а Майкл Макфолл, самый влиятельный консультант Белого дома по русским делам, ещё раз повторил несколько осовевшим от духоты журналистам: «…США намерены провести перезагрузку отношений не только с российским правительством, но и с российскими людьми… Мы хотим вести дела со всем российским обществом. Робкие замечания других американских экспертов, что господа из Хельсинкской группы и ОГФ явно не представляют всё российское общество, остались неуслышанными. А макфолловскую максиму о демократии «блестяще» подтвердили российские правозащитники, после встречи с Обамой написавшие донос на Владислава Суркова. Вот такие нравственные ценности.
После же «плодотворного», как утверждала наша пресса, завтрака с Владимиром Путиным, где центральной темой разговора стала проблема диверсификации энергетических потоков из Евразии в Европу, Россия получила новый сюрприз – соглашение о поддержке явно антироссийского проекта «Nabucco» Сербией, Азербайджаном и Туркменией. Между прочим, нашим главным деловым партнёром в Центральной Азии! Причём основную поддержку проекту оказал сопровождавший Обаму бывший посол в Москве и эксперт по России Уильям Бернс. «У нас, – сказал мне мой американский коллега, – до сих пор нет единого подхода к внешней политике: есть «силовики» Джонса, бюрократы клинтоновского призыва, есть либералы. Кто выиграет, до сих пор неясно…»
Получил своё и Барак Обама. Бывший постоянный представитель США в ООН Джон Болтон в газете «USA Today» (пожалуй, наиболее злобное антироссийское СМИ в США) осудил Обаму за то, что он не отверг увязку вопроса о ПРО в Европе с подготовкой нового соглашения по СНВ. Болтон охарактеризовал как «необдуманный и опасный» предложенный Обамой уровень сокращения ядерных бое-зарядов: «Такие сокращения ослабят оборонную мощь США…». Бывший министр обороны Джеймс Шлесинджер назвал суждение о том, что США могут отказаться от ядерного оружия, «смесью американского утопизма и американской ограниченности», явно метя лично в президента. Впрочем, чтобы понять аргументы военного лобби США, достаточно прочитать вышеприведённую статью генерал-полковника Ивашева. Кого здесь обвинять в плагиате, сразу и не поймёшь.
Российский президент после визита Обамы отметил: «России и Соединённым Штатам есть что предложить другим странам…». А может быть, Москве и Вашингтону надо прежде всего надеть уздечку на военное лобби?