Где-то есть город, тихий, как сон...
Из-за пробок на иркутских дорогах начало встречи откладывалось, но зрители, собравшиеся в культурно-досуговом центре «Художественный», терпеливо ждали. Наконец она вышла на сцену – обаятельная, непосредственная, открытая, совсем не изменившаяся за несколько лет после последнего приезда. Марина Яковлева, заслуженная артистка России. Её встречали с интересом и волнением – землячку, любимую актрису, от которой с экрана всегда идёт свет и добро.
«Где-то есть город, тихий, как сон…» – кажется, что это о Шелехове – маленьком и уютном городке нашего детства. Где-то там стоит наша трёх-этажная школа. Сама жизнь Марины Яковлевой – воплощённый в жизнь классический сюжет множества фильмов и книг. Много лет назад Марина уехала отсюда, но детские годы всё ярче в памяти, и «сны стали сниться какие-то из прошлого», и каждый раз она спрашивает: «А что, ничего не слышно про Любу Сулавко, Таню Петрову?..» – «Люба в Красноярске, Таня в Братске, ничего нового». Жаль, растворились во времени и пространстве задушевные подружки.
Наша школа № 2 стояла в старой части города. Когда за парком стал расти первый микрорайон, некоторые ученики переселились туда, но по-прежнему ходили в родную школу: стайкой через весь город, полчаса туда и полчаса обратно. Расстояния, конечно, не московские, но сколько увлекательных разговоров о настоящем и будущем случалось на этом пути. Иногда его проделывали дважды, потому что в школе были вечера с танцами. А летом, опять же пешком, ходили загорать в село Баклаши, на берег Иркута.
Марина хорошо училась в школе, ходила на факультатив по журналистике и в танцевальную студию во Дворце культуры. В уютной, стерильно чистой квартире (стараниями мамы Полины Фёдоровны и её собственными) она жила с мамой, отчимом дядей Ваней, сестрой Таней и братом Вовой. Любовь к порядку мама воспитывала с ранних лет. Когда ещё жили в частном доме, Маринка, добросовестнейший человечек, не только мыла половицы, но и, нося воду в ладошках, щедро поливала зазоры между ними. В их квартире в первом микрорайоне стояло пианино, в шкафу – книги в ряд, был проигрыватель и кассетный магнитофон «Лира».
Таня, студентка Новосибирского электротехнического института, привозила пластинки – музыку, исполняемую на лютне, а ещё обучающие английскому языку.
Однажды школьные каникулы Марина провела в Новосибирске у сестры, среди студентов. Вернулась с ворохом фотографий и восторженных впечатлений. А летом школа послала её на конкурс чтецов в лермонтовское имение Тарханы, где она увидела близко людей, которых до этого наблюдала лишь по телевизору. «Огни большого города» манили всё сильнее… Однако планами делиться с кем бы то ни было не спешила, после выпускного сказала лишь, что мама купила ей билет в Москву.
«Нездешность» уже тогда проявлялась в ней: когда на школьные вечера распускала роскошные, белые, как чёсаный лён, волосы, когда надевала модные, красивые наряды, сотворённые собственноручно по выкройкам из журналов. Увлечение это появилось после сшитой на уроке труда хлопковой бело-розовой блузы. Артистичным нарядам и потом не изменяла («Прихожу на родительское собрание – в бархатном пальто, в шляпе – и вижу, что зря: смотрят только на меня»). Чёрная курточка с аппликацией – красным сердечком, сшитая Мариной из болоньевого плаща, выручала её в дождь. Однажды, когда она уже студенткой ГИТИСа была в Шелехове на каникулах, случился курьёз. Она пришла на танцплощадку в только что сшитом джинсовом сарафане, нитки для которого сама красила в нужный цвет, и в джинсовой кепке с длинным козырьком. На это вдруг бурно отреагировали местные модницы, требуя снять кепку и «не выпендриваться». Знали бы они…
Из Москвы она писала мне письма, подробные, по-доброму обстоятельные: о жизни, об учёбе, об однокурсниках. Однокурсники смотрели на девушку из Сибири с любопытством, называли Машей. Но из знакомых фамилий на виду и на слуху остались две – Т. Аксюта (играла главную роль в фильме «Вам и не снилось») и Ю. Аксюта (один из руководителей Первого канала). Одни студенческие каникулы мы провели вместе в Москве. Перед поездкой Полина Фёдоровна принесла мне для Марины три большие суповые тарелки. Марина училась в ГИТИСе, по вечерам смотрела спектакли, участвовала в массовке в Центральном детском театре, подрабатывала уборщицей, снялась в первых эпизодах в кино. Снимала комнату в «хрущёвке» на Рабочей улице, где уже тогда непрерывно звонил телефон: у неё что-то уточняли, куда-то звали. Студенческий быт был скромным. Основным блюдом служила яичница, для ускорения жарки перемешанная вилкой. На столе пел крошечный детский радиоприёмник.
В одном её письме были такие строчки: «Вот пишу, а слух ласкает вальс из кинофильма «А зори здесь тихие…». Кто мог подумать, что всего через два года она станет членом семьи режиссёра этого фильма, знаменитого С. Ростоцкого, выйдя замуж за его сына Андрея? А пока мы месили ногами московскую снежную жижу, обходя хозяйственные магазины. В каждом Марина заглядывала в подсобку и тихонько спрашивала: «А «Чайка» есть?». В то время сплошного дефицита у неё была мечта – электрическая швейная машина с оверлоком «Чайка». И когда мечта осуществилась, в некоторых фильмах того времени она снялась в собственной одежде. Чувствовалось, что новая жизнь захватила её полностью. После очередной пробы на «Мосфильме», где пришлось ждать её в большой проходной с деревянными сиденьями, как на железнодорожном вокзале, она так и вошла в троллейбус – с неснятым гримом, делясь впечатлениями.
За годы накоплен и профессиональный, и жизненный опыт. А она всё такая же – искренняя, порывистая, с чувством юмора: «У меня два сына. Было два мужа. Я всё искала к ним подходы, старалась понять, почему так с мужчинами мне трудно. А теперь поняла: с ними нужно как с детьми, тогда всё будет хорошо». У неё почти нет отрицательных ролей. От одной такой недавно отказалась, слишком много потребовалось бы душевных сил. Неудивительно, что в недавно показанном по телевидению фильме «Своя правда» по повести
В. Токаревой роль матери, образ которой у писательницы получился скорее отрицательным, Марина «очеловечила», сделав свою героиню отзывчивее, душевнее. На встрече с иркутскими зрителями показывали эпизоды с её ранними ролями: «Сцены из семейной жизни», «Шестой».
С годами роли всё значимей и разнообразнее. В «Московской саге» она сыграла роль Агаши, показав свою героиню на протяжении всей жизни: от юности до преклонных лет. И на встрече приятно удивила зрителей тем, что спела песню из этого фильма – «Тучи в голубом». Она признаётся, что ещё любит играть в комедиях. Это видно по главной роли в фильме «Выбор моей мамочки» – светлом и добром, с трогательным посвящением «Всем мамочкам». Это как сеанс у психотерапевта: посмотрел – и живи дальше, в душевном равновесии и с хорошим настроением.
На встрече, отвечая на вопросы студентов Иркутского театрального училища, актриса обратилась к ним со словами: «Ребята, верьте в свою мечту, всё впереди, мы с вами ещё будем играть в одних спектаклях, сниматься в одних фильмах». Она участвует в антрепризах, недавно озвучила очередной фильм. В начале лета работа отошла на задний план: у сыновей-студентов была сессия, их требовалось морально поддержать. Полина Фёдоровна занята на подмосковной даче. Все эти годы она помогала растить мальчиков.
Следующий фильм, в котором Марина начнёт сниматься, будет юбилейным, сотым, в её творческой биографии. А город далёкого детства помнит и ждёт новых встреч.