издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И один на реке воин

Почётному строителю России, почётному дорожнику и почётному транс-портному строителю – директору по организации и контролю производства ЗАО «Мостострой-9» Степану Львовичу Микуляку исполняется 60 лет.

– Куда после школы, Стёпа, – в поле или на ферму? – спрашивали его одноклассники, подразумевая, что сын колхозников пойдёт по стопам родителей, как и большинство его сверстников из далёкого украин-ского села Бровары, что на Тернопольщине.

Но он выбрал техникум железнодорожного строительства и уже в 20 лет стал бригадиром комплексной СМП-382 Одесско-Каширской железной дороги. После службы в армии поехал «за запахом тайги» по комсомольской путёвке строить железную дорогу Асино – Белый Яр, где и оставил первый свой автограф на сибирских просторах. Казалось бы, не заслуживающая внимания 180-километровая трасса в непроходимой тайге, но когда узнаёшь, с какими неимоверными усилиями отвоёвывался каждый объект этой магистрали, начинаешь понимать, что случайных людей в профессии мостостроителя не бывает. Избравшие эту профессию, как правило, остаются ей верными на всю жизнь. Как остался верен и Степан Микуляк, отдавший делу без малого 40 лет.

Мы сидим с ним в его тесном кабинете на ул. Лермонтова, который Степан Львович занимает со дня переезда треста из Усть-Кута в областной центр. Хозяин задумчиво листает страницы увесистого альбома с фотографиями мостов. Каждый из изображённых на фото объектов – страничка из его жизни. По ним можно проследить не только за успехами строителей, но и кое-что узнать о личности хозяина.

У него открытое лицо, живые глаза под седыми нахмуренными бровями, медленная походка. Говорит просто, негромко, уважительно. Дотошен, влезает во всякие мелочи. Внешне спокойный и добродушный. Но когда появляется на совещаниях стройки, подрядчики нервно поёживаются: сейчас прозвучит «особое мнение» Микуляка. Его выслушивают, начинают опровергать, спорить… Но мало что могут возразить по существу, потому что мнение это технически и экономически обоснованно и оппонент неумолим.

– Он как бульдог: если вцепится – не отпустит, – характеризует своего руководителя ведущий инженер службы организации производства Людмила Прищепа. – Человек ответ-ственный, грамотный, решения принимает самостоятельно и от них никогда не отказывается. Не задумываясь, пошла бы с ним в разведку.

Эта черта, по глубокому убеждению генерального директора ЗАО «Мостострой-9» Юрия Любимова, характеризует его протеже ещё проще: «Он и один на реке воин, надёжный залог успеха в любой ситуации».

 – Степан Львович очень коммуникабельный человек, с ним работать легко и надёжно, – подтвердил начальник службы организации производства Владимир Прохоренко. – Во время строительства моста через Китой, что на обходе Ангарска, я со своими людьми из МО-45 бурил основания опор. Частенько наведывался к нему за помощью: то машину дай, то бетон, то арматуру… Никогда не отказывал. И сегодня я всегда нахожу с его стороны поддержку.

– В силу его характера, твёрдого, жёсткого, Степана Львовича избрали председателем ТСЖ «Мостовик», – добавляет заместитель генерального директора ЗАО Виктор Родя. – Он тут же внёс предложение и провёл асфальтирование приквартальных площадей, чтобы наши работники чувствовали себя уютнее и комфортнее.

Прекрасный семьянин, заботливый и любящий отец. Его сын Андрей – директор ЗАО «Сибмост-45», дочь Наталья – проектировщик «Востсибтрансстроя». Когда у Андрея родился сын, тот назвал его в честь отца Степаном, а когда об этом сообщили собиравшемуся в отпуск старшему Микуляку, в ответ услышали: «Отдаю полностью отпускные своему внуку». И не только отпускные. Будет кому передать эстафетную палочку в третьем поколении.

Но вернёмся к мостам, к альбому с фотографиями в руках хозяина кабинета. По ним можно не только проследить за успехами мостовиков, но и оценить вклад в строительство мостов Микуляка. Вот, к примеру, мост через р. Томь. Степану Львовичу он запомнится как последний с фундаментами, возведёнными с помощью кессонных аппаратов. Оттуда они были переправлены на сооружение Жилкинского моста через Ангару. А когда он был построен, аппараты порезали на металлолом. На этом и закончилась «кессонная эпопея» строительства фундаментов мостов.

Стройка закалила и укрепила его так, что в дальнейшем он «покатил» по жизненному маршруту, что называется, не тормозя, а только прибавляя – в мастерстве и скорости. В 1977-м он переводом из Томска прибыл в Иркутский МО-31, которому посвятил 20 лет. Трудился в должности старшего прораба, главного инженера, заместителя начальника по производству, а после преобразования отряда в акционерное общество стал заместителем генерального директора ОАО «Иркутскмостострой». Словом, руководитель, прошедший путь с самых низов профессии, изучивший все её премудрости.

– Знаете, какие преимущества у нашей профессии? – прикрыл альбом Степан Львович. И сам же ответил: – Мы ежедневно видим результаты своего труда, любуемся сделанным и осознаём его важность для страны, для людей.

За его плечами строительство пешеходного моста на станции Мегет, ряд мостов на третьем пути Гончарово – Слюдянка и Иркутск – Суховская, мост через р. Иркут и масса пешеходных путепроводов через ВСЖД. Когда разворачивался БАМ, Микуляк работал главным инженеров МО-31, курировал все подведом-ственные мостоотряду стройки. Должность эта весьма ответственная. Требовалось объединить всех субподрядчиков, все службы, проект-ные организации, поставщиков, скоординировать графики работ, контролировать их исполнение…

[/dme:i]

Так что вовсе не случайно он до мельчайших подробностей может рассказать о многих возведённых мостах на «стройке века». В том числе на реках Лене, Кичере, Верхней Ангаре, Муякане… И каждый из них неповторим, каждым он гордится. Значимость и нужность его как специалиста, организатора в период «бамовской эпопеи» была оценена многими. Управляющий трестом «Мостострой-9» Иван Данилович Рассказов сделал Микуляку собственную доплату к его зарплате, которая превышала директорскую.

Ещё заметнее его организаторский талант раскрылся в конце прошлого века, когда он стал директором по организации и контролю производ-ства в акционерном обществе «Мостострой-9». За это время принимал участие в строительстве 23 мостов и 4 галерей на подъездном пути Чара – Чина, трёх десятков мостов на автодороге Чита – Хабаровск («Амур»), десяти мостов железнодорожного участка Томот – Кердем. В этом далеко не полном списке немало уникальных объектов на железнодорожном подъездном пути Чара – Чина. К примеру, виадук длиной 327 метров с высотой опор до 30 метров на подъездном пути к Чинейскому месторождению руд. В основании его опор было пробурено в скале почти 2 км скважин. Руководство ВСЖД было удивлено, что такое вообще возможно. Здесь же было построено около трёх километров галерей закрытого типа и два с половиной километра подпорных стенок, предохраняющих дорогу от селевых потоков и снежных лавин. На строительстве применялись самые прогрессивные технологии, в том числе опоры рамного типа на виадуке, разработанные на предприятиях «Мостостроя-9» совместно с институтом «Сибгипротранс».

Один из последних его объектов – мост через Витим в пос. Романовка на дороге Романовка – Багдарин. Начали его в конце 2008-го, была задача до весеннего паводка 2009-го ввести в эксплуатацию. Это 12 пролётов по 27 метров каждый. Сложность в том, что все работы велись со льда, глубокое бурение производилось в скале, что затрудняло набор ударно-канатных станков. Степан Львович как куратор этой стройки не знал покоя ни днём ни ночью. Надо было заниматься поставками металлических конструкций, металла, труб, денег же, как всегда, не хватало. Справился, и объект свое-временно вступил в строй.

Сегодня он курирует работы по реконструкции 420-метрового моста через Селенгу в Республике Бурятия,  строительство моста через Лену протяжённостью 263,5 метра в селе Пономарёво Жигаловского района  и строительство двух мостов и путепровода на автодороге Усть-Кут – Уоян на участке Ния – Звёздный. На всех участках работы проявляет себя прекрасным организатором производства. Под его непосредственным руководством в ЗАО «Мостострой-9» активно внедряются новые технологии, перспективные строительные материалы, высокопроизводительное оборудование и механизмы. Он инициатор многих предложений по изменению и оптимизации конструктивных и технологических решений отдельных конструкций и элементов моста.

Так что вовсе не случайно его наградной лист ежегодно пополняется новыми записями. Степан Микуляк награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», дважды поощрялся Почётной грамотой губернатора Иркутской области, Почётной грамотой мэра

г. Иркутска, именными часами Министерства путей сообщения, на-

граждён знаком «За заслуги в транспортном строительстве» 2 степени, медалью «30 лет БАМу», медалью Объединения «АСПОР» им. А.А. Николаева…

Сегодня, накануне 60-летия юбиляра, коллеги желают Степану Львовичу творческих успехов, здоровья и счастья в личной жизни. Творите и созидайте во имя процветания нашего города, региона, страны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры