издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей Воронов оказался недоволен работой следствия

Бывший вице-губернатор потребовал уточнить даты деяний, в которых его обвиняют

  • Автор: Фёдор ТКАЧУК

Судебные слушания по делу бывшего вице-губернатора Приангарья Сергея Воронова возобновились на этой неделе в Иркутске. Бывший чиновник, попросивший ещё в начале июня сделать тайм-аут в рассмотрении его дела, чтобы самому подробно ознакомиться с материалами, на этот раз уже был готов выступать на заседании суда. Он раскритиковал подготовленные следствием материалы по его делу. Оказалось, что в них упущена подробная информация по датам и времени деяний, в которых подозревают Воронова. Поэтому, по мнению подсудимого, их необходимо расширить или дополнить.

Подсудимые Сергей Воронов и бывший руководитель Дорожной службы Виктор Бушуев, обвиняемые в растрате и легализации областных средств в размере 42 млн. рублей, были доставлены 6 июля в зал заседания Кировского районного суда для продолжения рассмотрения уголовного дела. Оба уже детально ознакомились с материалами, которые подготовило следствие по их делу, и готовы были участвовать в судебном процессе. Держаться перед началом заседания они старались бодро, Сергей Воронов даже подмигивал конвоирам.

Как ни странно, но интереса со стороны средств массовой информации к начавшемуся процессу не было: перед началом заседания в коридоре суда находились лишь два журналиста. Между тем фигуранты по делу, очевидно, ждали ажиотажа. «А вы нас снимать будете? Вы с камерой?» – любопытствовал бывший руководитель Дорожной службы. Когда выяснилось, что снимать их не будут, так как журналисты пришли из печатных СМИ, оба посетовали: подписываться на газеты им почему-то не разрешают, хотя они бы очень этого хотели. На этом диалог с залом пришлось закончить: конвоиры потребовали от Воронова и Бушуева прекратить разговоры, и подсудимые углубились в изучение пометок и записей по уголовным делам, сделанных в своих тетрадях.

Открывая заседание, судья Кировского суда Татьяна Алёхина констатировала: вновь  не явились представители потерпевшей стороны, поэтому рассматривать дело придётся без них.

Прокурор отдела гособвинителей прокуратуры Иркутской области Сергей Потошенко более часа зачитывал обвинения обоим подсудимым. Так, по его словам, согласно версии следствия, задуман преступный план Сергеем Вороновым был ещё в августе 2006 года. Тогда он как вице-губернатор Иркутской области был по распоряжению главы региона Александра Тишанина включён в рабочую группу, занимавшуюся организацией и проведением IV Байкальского экономического форума. На господина Воронова были возложены обязанности привлечь инвесторов, которые бы помогли провести форум. Между тем к концу августа 2006 года перед организаторами БЭФа возникли долги – более 40 млн. рублей, которые область из своего бюджета не в состоянии была погасить. Таким образом, работа Сергея Воронова по привлечению внебюджетных средств от инвесторов для проведения мероприятия была признана неудовлетворительной. «Заместителем губернатора области Юрием Параничевым были даны рекомендации Воронову по погашению задолженности перед кредиторами», – отметил прокурор. Это-то и подтолкнуло, по версии следствия, Воронова к разработке своего плана. Государственный обвинитель, конкретизируя эту мысль, сообщил, что сделал это чиновник с целью карьеризма и личного обогащения.

Для выполнения задуманного он, по словам прокурора, создал организованную преступную группу, в которую привлёк Виктора Бушуева, с которым его связывали старые дружеские отношения. Остальных соучастников следствию установить так и не удалось. Виктору Бушуеву экс-вице-губернатор помог трудоустроиться в администрацию области. Причём карьера Виктора Бушуева благодаря рекомендациям Воронова развивалась стремительно. В августе он был принят на должность советника губернатора, а уже в сентябре – на должность врио главы ОГУП «Дорожная служба Иркутской области» (до прохождения конкурса по приёму на госслужбу). Прежнего же руководителя ДСИО, по замечанию прокурора, оба подвергли необоснованной критике, что и привело к снятию его с должности. Склонить к преступному деянию своего друга Воронову удалось, по словам прокурора, благодаря обещанию способствовать окончательному трудоустройству, а также обеспечивать в будущем ДСИО выгодными госконтрактами.

К активной деятельности преступная группа, созданная вице-губернатором, приступила уже в декабре 2006 года. Так, Сергей Воронов, используя свои возможности, помог Дорожной службе взять кредит в Байкальском банке Сбербанка РФ на сумму 150 млн. рублей под залог имущества госпредприятия. Часть средств – примерно 70 млн. – была переведена на счёт компании-подрядчика «Топка». Оттуда, как выяснило следствие, деньги начали переводиться на счета компаний, с владельцами которых договорился Виктор Бушуев. Причём за использование некоторых счетов были выданы вознаграждения. После того как часть из суммы – около 42 млн. рублей – удалось обналичить через подставные счета, руководитель ДСИО, действуя по плану, оповестил об этом главного инициатора идеи. Сергей Воронов, без подписания каких-либо официальных документов, распорядился отдать 10 млн. на погашение кредиторки перед организаторами БЭФа. Куда пропали остальные деньги, пока так и не ясно. Они были переданы, по данным следствия, неустановленной группе лиц. Кроме того, в материалах дела также фигурирует такой момент, как покупка Сергеем Вороновым квартиры в Иркутске, за которую он внёс порядка 800 тыс. рублей.

Слушая гособвинителя, Сергей Воронов в качестве немой критики оратору горестно улыбался и пожимал плечами. Однако когда судья попросил выступить самого Воронова, тот выразил явное недовольство работой авторов уголовного дела уже на словах. Занимать много времени, правда, он не стал, оставив своё знаменитое красноречие до лучших времён. Оказалось, что сейчас Сергей Воронов не может понять, в чём же конкретно его обвиняют. К примеру, ему из материалов дела непонятно, одну он или две создал преступные группы, когда они появились и каков был их план. Всё это бывший чиновник попросил описать в деталях – по датам, времени и месту. Иначе защищаться ему не представляется возможности. Сергей Воронов напомнил присутствующим, что он занимал высокий пост и находился постоянно в командировках. За тот период, в который было совершено преступление, по его словам, он был в командировках около 17 раз, поэтому и в регионе мог не находиться на момент совершения того или иного деяния. Его сомнения относительно качества написанного материала дела разделил и товарищ. Виктор Бушуев выразил недоумение по поводу того, что у следствия по ходу рассуждений о совершённом преступлении возникает очень много неизвестных действующих лиц. Огласив весь список замечаний, экс-руководитель ДСИО сообщил, что полностью вину свою отрицает и обвинение находит абсурдным. Однако сам господин Воронов не стал спешить с такими заявлениями. Судье он сообщил, что комментировать своё отношение по поводу причастности к преступлению не собирается до разъяснения всех подробностей в материале дела.

Когда судьёй был объявлен перерыв, адвокаты поспешили к своим подзащитным для обсуждения процесса. Особенно бурно развивался диалог Бушуева со своим защитником – адвокат требовал впредь согласовывать с ним действия и вести на суде себя так, как было заранее условлено. Между тем переживаниями за подсудимых после такого заседания исполнились и их общественные защитники. «Театр, вы же видите, театр, никакой конкретики», – пускал возмущённые реплики один из них. Другой защитник, Михаил Кулехов, дал собственную интерпретацию происходящего. Так, некоторые материалы дела, по его мнению, вовсе не находят подтверждения, и дело в целом это спланировано кем-то, чтобы добраться до главной цели – губернатора Дмитрия Мезенцева, который, будучи в 2006 году сенатором Совфеда, участвовал в организации БЭФа. «Они копают под него», – заметил Михаил Кулехов. Своими соображениями на этот счёт он собирался поделиться с руководством региона, чтобы предупредить нового главу области о предстоящей опасности.

Суду в ходе рассмотрения дела предстоит опросить около сотни свидетелей. Одной из первых стала Марина Орлинская, работавшая в администрации губернатора Тишанина заместителем руководителя агентства имущественных отношений. Появление бывшей подчинённой на процессе Сергея Воронова явно порадовало – он заулыбался и отвесил даме комплимент: «Очень свежо выглядите». Допрос свидетеля проходил в достаточно стандартной форме: участники процесса узнавали, где и когда госпожа Орлин-ская познакомилась с подсудимыми, в каких отношениях с ними была. Однако наиболее любопытная информация начала появляться только после того, как сама судья напомнила Марине Орлинской о некоторых деталях, о которых она рассказала во время предварительного допроса. Оказалось, что после получения кредита в 2007 году началась внутренняя проверка использования этих средств ДСИО по назначению, однако до конца её довести так и не удалось. По просьбе губернатора Александра Тишанина, как рассказала тогда Марина Орлинская, проверка была отложена. На судебном же заседании свидетельница пояснила, почему об этом факте не вспомнила сейчас. Дело в том, что сама Марина Орлинская не слышала о такой просьбе губернатора, но узнала об этом от руководителя агентства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры