издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Амгалан Базархандаев: России очень непросто возвращаться в Монголию

Телекомпания «АИСТ» в среду включила в сетку вещания блок межрегиональных новостей. Как утверждает её генеральный директор Амгалан Базархандаев, проект, который назвали «Середина земли», для регионального телевидения, тем более частного, уникальный. Он объединил в один выпуск новости Забайкальского края, Бурятии и Монголии, которые зритель может увидеть сразу за обзором основных событий из жизни Иркутска и области. Партнёром телекомпании «АИСТ» стала другая российская телекомпания, правда, зарегистрированная в столице Монголии Улан-Баторе, – «АИСТ-Монголия». Даже по названию видно, что обе имеют родственные связи. О том, кто кому кем приходится в российско-монгольских медийных союзах, о новых проектах и кризисе на иркутском телевидении Амгалана Базархандаева расспрашивала НАТАЛЬЯ ГАВРИЛОВА.

– Нас долгое время убеждали, что региональное телевидение сложно переживает кризис, а вы запускаете новый проект.

– Проект «Середина земли» появился не вдруг и не сразу. Это результат длительных взаимоотношений с телекомпаниями других регионов, которые мы начали выстраивать ещё до кризиса. Как результат и возник этот проект. Сейчас «Середина земли» выходит каждый будний день с рассказом об основных событиях из жизни соседних территорий. Проект задуман так, чтобы именно Иркутск стал центром информационного притяжения для соседних территорий. И потом, как известно, близкий сосед важнее дальнего родственника. Проект несёт много информации, но финансово не затратный, что сегодня очень важно. Хотя в кризис телекомпании «АИСТ» удалось добиться финансовой устойчивости, изменив программно-рекламную политику. Рекламные поступления АИСТа сегодня по объёмам практически сопоставимы с докризисными.

– За счёт чего?

– Мы наконец-то смогли реализовать своё преимущество самостоятельного вещателя (все остальные компании в регионе работают с сетевыми партнёрами). Как известно, уже больше четырёх лет мы сами формируем сетку вещания и только нам принадлежат все девять минут эфирного рекламного времени в час, положенные по закону о рекламе. Сетевики же своим партнёрам в регионах из девяти минут оставляют максимум одну–две. В марте наш канал снизил стоимость секунды рекламного времени в пять раз – со ста рублей до двадцати. После снижения цен оборот существенно вырос, но люфт ещё остаётся, мы реализуем до 70% рекламного времени. Местные каналы – сетевики тоже кинулись за нами, снизили стоимость секунды до 20 рублей, но им это экономически менее выгодно: не хватает рекламного времени.

– Как в проекте «Середина земли» появился монгольский партнёр?

– Два года назад в Улан-Баторе начала вещание компания «АИСТ-Монголия», сетевым партнёром которой выступает российский музыкальный канал РУ.ТВ. Сейчас это полноценное кабельное телевидение с вещанием 24 часа в сутки. Помимо музыкального контента в эфире демонстрируются программы из Иркутска, в том числе подготовленные коллективом Восточно-Сибирской студии кинохроники. Фильмы о природе и животных там буквально идут «на ура». Год назад была сформирована и местная редакция информационного вещания. Группа журналистов побывала на стажировке в Иркутске в АИСТе. Теперь в Улан-Баторе действует служба новостей «Эн Цагт», что по-русски значит «сейчас». Первые выпуски новостей вышли в эфир 26 июня 2008 года, а 1 июля в Улан-Баторе прошли массовые беспорядки. Профессиональное испытание было сильным. Операторы «АИСТ-Монголии» оказались в эпицентре событий, в результате кому-то ребро сломали, кому-то бровь рассекли.

– Что представляет «АИСТ-Монголия» сейчас и кто смотрит русский канал в соседней стране?

– Канал вещает для русской диаспоры, по средним оценкам, там сейчас проживает до 10 тысяч русских. Да и сами монголы русский язык знают хорошо. Раньше таких было больше 80% населения страны, сейчас – около 30%, что тоже немало. Пока зона охвата – Улан-Батор, но в ближайших планах по оптоволоконной сети выйти на Эрдэнэт и Дархан. А это уже 85% зрителей в стране.

– Насколько в Монголии развита цензура?

– В Монголии очень либеральный закон о СМИ. Там журналисту проще работать в том смысле, что для него практически все двери открыты и к СМИ относятся уважительно. Сначала канал «АИСТ-Монголия» вещал только на русском и назывался «первый русский». Точнее было бы назвать его «единственным русским», потому что на сегодня это единственное российское средство массовой информации, которое аккредитовано в Монголии – и при правительстве страны, и при парламенте. Зато есть иностранные каналы других стран. Например, американский, он называется Eagle – «орёл». Китайцы на монгольском вещают из Автономного района Внутренней Монголии.

– Забавно: «Орёл» и АИСТ.

– Параллель действительно интересная. «Вести» во время визита Путина в Монголию пришли на студию «АИСТ-Монголия» перегонять свои материалы в Москву, им понравилось, и они сделали сюжет на РТР, который назывался «АИСТ против «Орла». Сравнения с американцами напрашиваются сами собой. И не только в телевизионном пространстве. В каждой сфере жизни соседней страны можно проследить, как усиливает свои позиции Вашингтон. К США относятся как к третьему соседу. Достаточно сказать, что третий год в Монголии проходят военные учения, которые финансирует Госдепартамент США. Приезжает батальон морской пехоты США. В августе на улицах Улан-Батора появится много американцев в военной форме. А это всего тысяча километров от Иркутска. Так что влияние Америки очевидно – как в армии, так и на телевидении. Что касается «АИСТ-Монголии», то считается, что это российский канал и что за ним стоит Россия.

– А кто в самом деле стоит за каналом?

– Прежде всего за ним стоят зрители, ради которых работает любое телевидение в любой стране. Один из показателей востребованности – это количество звонков в прямой эфир: если звонят, значит смотрят. Немаловажна и экономическая сторона вопроса. Финансируется работа канала, конечно, не из средств иркутского АИСТа. Нет таких денег у телекомпании. Инвестиции обеспечиваются моей бизнес-группой (Амгалан Базархандаев является совладельцем «РОССО-Групп», основным бизнесом которой является продажа автомобилей. – «Конкурент»).

– Как строится информационная политика канала?

– Новости на «АИСТ-Монголии» выходят шесть раз в сутки на русском и монгольском языках. Ставка сделана на взвешенную информацию. Наиболее полный – итоговый выпуск, который выходит в эфир в девять вечера. Он включает в себя несколько составных частей: новости Монголии по 15 минут на русском и монгольском, затем пятиминутные включения наших коллег из Читы (телекомпания «Альтес»), Улан-Удэ (телекомпания «ТИВИКОМ»), АИСТа из Иркутска, далее – 15-минутный федеральный выпуск Пятого канала из Санкт-Петербурга. Такой марафон новостей. Когда к годовщине начала информационного вещания проводился опрос общественного мнения, то высокопоставленные монгольские чиновники в интервью говорили, что смотрят, им интересно. К тому же объективно мы знаем о Монголии больше, чем другие российские журналисты. Как я уже говорил, государственные СМИ России сейчас не держат в Монголии ни одного корпункта – ни ИТАР-ТАСС, ни РТР.

– Когда, по-вашему, можно будет считать проект «АИСТ-Монголия» удачно реализованным?

– С творческой точки зрения он уже состоялся. Теперь нужна инвестиционная составляющая. Телекомпания заинтересована в установлении партнёрских отношений с крупными российскими бизнес-структурами, которые работают или планируют выйти на монгольский рынок. В их числе РЖД, Ростехнологии, «Базэл», Росатом. Сегодня в Монголии идёт борьба за горно-рудный бизнес – канадцы, американцы, корейцы, китайцы заинтересованы в этих ресурсах. Это одна из немногих стран мира, чьи запасы полезных ископаемых ещё в земле. Здесь золото, коксующий уголь, медь, серебро, уран. У России есть свои интересы, но о них нужно не просто заявлять, их нужно отстаивать и, не побоюсь этого слова, лоббировать, в том числе и в информационном поле. Идеальный вариант для этого «АИСТ-Монголия» – канал, который и скажет, и будет услышан на двух языках. От таких PR-кампаний будет гарантированный эффект. Тем более что в «АИСТ-Монголии» уже достаточно много русских специалистов из Иркутска и из Москвы.

– Вы будете развивать медийный бизнес в Монголии?

– В планах создать медиа-холдинг, взять FM-частоту и выпускать газету на русском языке. Это будет «Восточный формат». А в перспективе мы не исключаем привлечения в этот бизнес инвесторов из числа крупных российских компаний. Сейчас такие времена, что сначала нужно создать достойный продукт, а уже потом люди к тебе потянутся. «Дайте мне опору, и я переверну Землю» – слова из прошлого. Нужно сначала перевернуть, тем самым создав опору для дальнейшего развития.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры