И цветок, и садовник
Доктор технических наук на сцене любительского театра
Когда 14 лет назад, в 1995 году, подросток Алексей Бальчугов решился переступить порог ангарского «Чудака», на вопрос, что он здесь ищет, юноша ответил: «Хочу избавиться от своих комплексов». Представляете, какой замах? Удалось ли ему это? Наверное, это вопрос для серьёзного психологического исследования. Во всяком случае, сегодня назвать Алексея Валерьевича Бальчугова человеком с комплексами вряд ли кому придёт на ум. Он серьёзен, деятелен, вдумчиво и добросовестно относится к любой работе и к своему увлечению театром тоже.
Человек и коллектив – это всегда проблема, требующая гигиены и профилактики. Но в театре, совершенно особом организме, который А.Чехов называл лазаретом больных самолюбий, ситуация взаимозависимости индивидуальностей и их прямого влияния на общее дело обострена до крайнего предела. Тут один «винтик» способен враз порушить всю систему, а один «маховик» может вмиг раздавить все «винтики», без которых механизм тотчас выйдет из строя. Это не нами открыто. М. Булгаков говорил, что на свете много сложных машин, но театр – самая сложная.
Есть на театре такое понятие: студийность. Говорю «есть», а сам тут же думаю: сохранилось ли оно, не кануло ли в безвозвратность? Слово едва ли не забытое. Но камень – крае-угольный. Что это такое, попросту говоря? Это когда единица в сообществе других единиц способна чувствовать ответственность за каждого сообщника по делу, уважение к каждому, искренне радоваться успеху партнёра и содействовать этому, всё, от мелочи до глыб, вкладывать в общий котёл – и не только по трезвому осознанию необходимости этого, но и по неостановимому душевному порыву. Люди в зрительном зале не всегда представляют, скольких усилий – и творческих, и вспомогательных, чисто технических, – требует подготовка спектакля.
Сколько терпких и тяжких репетиций проводится. А помимо этого – сколько декораций перетаскивается перед каждым представлением, сколько гвоздей вбивается, сколько тяжестей перемещается с места на место, сколько деталей надо держать в уме и не упустить… Всякий раз это эпопея. В любительском театре участвуют в ней все. Лучше сказать: должны участвовать. Но так уж всегда: один тащит бревно, другой предпочитает соломинку, а третий и от соломинки норовит увильнуть. Меж тем без студийного начала, без этой опоры опор, любительского театра просто не может быть. Алексей Бальчугов принадлежит к тем, кто спасает дело. Хотя спроси его, что такое студийность, – не исключено, что он затруднится на это ответить.
В школе его любимым предметом была химия. В любви к предмету всегда «виноват» учитель, и Алексей до сих пор с благодарностью и нежностью вспоминает учителя химии ангарской школы № 35 Зинаиду Михайловну Валитову. Высшее образование он получил в Ангарском технологическом институте, окончил технологический факультет по специальности «Технология органического синтеза». Сегодня в этом же вузе он преподаёт, ныне это техническая академия.
А как же его в театр-то «заволокло»?
– Это судьба, – полагает Алексей. – Увидел объявление о наборе в газете и переступил порог.
Переступить порог – это важный шаг, но ведь двери открыты всегда и в другую сторону. Но Алексей Бальчугов к театру прикипел. Сегодня он пытается найти этому объяснение: «Моя специальность – технические науки – вне эмоций, вне духовности, вне нравственности, хотя наука, конечно, не безнравственна. В театре получаю то, чего недостаёт там».
Говоря о любимых ролях, он первым делом вспоминает сценическую новеллу Александра Образцова «Заблудившийся голос». Это составная часть спектакля «Он и она» – альманаха историй о мужчине и женщине. Герой Алексея – человек, пытающийся догнать по телефону ускользнувшее счастье. Он растерян, взбудоражен, сбит с ног. Стрессовая ситуация на сцене всегда интересна. А когда мечется душа, спекаются мозги, обостряются нервы, это для актёра богатый хлеб. Да ещё если всё смыкается с личными размышлениями и обострениями – это для актёра неиссякаемый кладезь творческих радостей, как это ни парадоксально.
А любимый спектакль Алексея Бальчугова – «Дядюшкин сон». В этой инсценированной «Чудаком» повести Достоевского Алексей – лицо от театра, гистрион, ведущий действие. Персонаж дополнительный, отсутствующий у автора. Но Алексей нашёл в нём свою изюминку и одаривал ею зрителей с удовольствием. Роль вроде бы и небольшая, но вы же помните: Бальчугов по духу студиец, и общий успех для него важнее всего.
Алексей Бальчугов работает в системе высшего образования, и овладение амуницией педагогического мастерства для него насущнейшая и увлекательная задача. Он преподаёт четыре дисциплины и уверенно владеет материалом. Очень любит применять, там, естественно, где это уместно, так называемые демонстрационные опыты, это всегда оживляет общение с аудиторией и содействует лучшему усвоению материала. В 2005 году он побывал в Санкт-Петербурге на курсах повышения квалификации в педагогическом университете имени А.И. Герцена. Курсы назывались «Современные педагогические технологии». Алексей считает, что они помогли взмахнуть ему в педагогическом деле на несколько лестничных маршей ввысь. Особенно запомнились уроки и наставления мудрого педагога Евгения Кожаро. Книга его называется «Система педагогической режиссуры». Главный пафос этой теории – задействовать эмоции студентов, отчего эффективность обучения резко повышается. Как ни странно (а может, как раз и не странно?), это смыкается с тем, что происходит в театре, где высечь желанные эмоции – всегда насущная задача.
Ещё он питает страсть к путешествиям. На туристских маршрутах он познакомился с удивительным человеком – Ольгой Юрьевной Михалевой, преподавателем немецкого языка Ангарского политехнического колледжа. Она большая мастерица по части организации туристских маршрутов. Под её началом Алексей побывал в Берлине, Риме, Амстердаме, Париже, Люксембурге, Дрездене… Он жаден до впечатлений, любит всё, что повышает уровень адреналина в крови. Складывает их в копилку своих внутренних помещений – всё пригодится и для работы, и для театра.
Алексей Бальчугов сделал размашистые шаги и в науке. В 2000 году он защитил в Ангарске кандидатскую диссертацию по теме «Гидравлика, тепло- и массообмен в реакторе хлорирования этилена эжекционными смесителями». Материалы для исследования он тщательно собирал на предприятии «Саянскхимпласт». Там же постепенно поднабрал богатств и для диссертации на соискание учёной степени доктора технических наук «Высокоселективные газожидкостные химические процессы с большим тепловым эффектом и их аппаратурное оформление». Успешная защита состоялась нынче, в 2009 году, в Томске, в политехническом университете.
Московский журнал «Химическая технология» опубликовал большую статью А.В. Бальчугова по материалам его докторской диссертации. Приказом ректора Ангарской технической академии Алексей Валерьевич назначен заведующим кафедрой «Машины и аппараты химических производств».
Алексей Бальчугов – человек, который сделал себя сам. Скромно, достойно, без шума, без крика, без модных пиаровских ходов. Он нашёл себя в этой жизни, а ведь, что говорить, жизнь-то буреломистая, заблудиться можно запросто.
У Осипа Мандельштама есть примечательная строка: «Я и садовник, я же и цветок». У Алексея Бальчугова так точно и есть. И в науке, и в педагогике, и в театре. Воистину: он и цветок, и садовник.
За 55 лет жизни «Чудака» на его подмостки выходили разные и нередко необыкновенные люди: представители областной и городской власти, директора учебных заведений, будущие заслуженные и народные артисты, заслуженные деятели искусств и заслуженные работники культуры… Но доктор технических наук выходит на сцену «Чудака» впервые. Такого ещё не было, но отрадно, что теперь есть.