Сто тысяч за место под солнцем
Олег Шапко (имя изменено) любил повторять, что работа у него очень опасная, хотя не надо спускаться под землю и взлетать под облака. Опасной она была по тому количеству соблазнов, которые ежедневно преследовали инспектора службы государственного жилищного контроля и строительного надзора области. Ведь для застройщиков такие должностные лица как боги. Одна их подпись может благословить созидательный бизнес или поставить перед ним шлагбаум. В должностные обязанности этих лиц входят инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта, независимо от его ведомственной подчинённости и форм собственности.
Как Шапко боролся с этими соблазнами, находясь на столь важном посту, история умалчивает, но последний случай, составивший суть уголовного дела, мог бы для него закончиться более печально, если бы, скажем, он жил в Китае.
Всё произошло на одной из стройплощадок города, где незаконно, без официального разрешения, возводилось административное здание. На что в таком случае рассчитывает предприниматель, рискованно вкладывающий деньги в объект? По-видимому, на чиновника, с которым можно «договориться».
По всем правилам инспектор, обнаружив факт проведения строительных работ без узаконенного свидетельства о допуске к ним, должен эти работы приостановить и составить на предпринимателя протокол об административном нарушении. Олег Шапко почти не сомневался, что владелец земельного участка, затеявший строительство административного здания, будет искать к нему варианты подхода. В котловане уже кипела работа: после заливки фундамента начал расти железобетонный каркас цокольного этажа.
Так и оказалось. Хозяин стройки прямо предложил инспектору сто тысяч рублей за то, чтобы он «закрыл свои государственные очи» на эту стройку, будто в Иркутске её и вовсе нет. На языке юристов это называется незаконным бездействием. Всего-то ничего – не надо никого убивать, грабить. Шапко согласился.
По телевизору сейчас часто показывают кадры, снятые скрытой камерой, как происходит волнующий момент передачи взятки. Мы видим выражение лица взяточника, бесстрастное, порой снисходительное. Он так важен, что, получив деньги, ждёт, что с ним ещё будут раскланиваться. Но организованный «спектакль» порой прерывается до того.
С героем этой истории так и получилось. Как только Шапко развернул обыкновенную газетку, в которую скромно была завёрнута обговорённая сумма, и стал пересчитывать деньги, он был задержан на месте преступления с поличным сотрудниками милиции. Стражи порядка сработали чётко, как и предприниматель, согласившийся участвовать в «оперативном эксперименте», то есть быть своеобразным «живцом» на крупную добычу. Оказывается, за взяточником уже следили и как следует подготовились к финалу с использованием аудио-, видеоаппаратуры.
Полное признание вины и раскаяние в содеянном, наличие двоих несовершеннолетних детей, один из которых болен, были признаны судом смягчающими обстоятельствами. Октябрьский районный суд Иркутска приговорил взяточника к четырём годам лишения свободы условно с таким же испытательным сроком. На три года он лишён права занимать должности в органах местного самоуправления и на государственной службе. По-хорошему, надо полагать, и через три года ему там делать нечего.