издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проверка зажигания

В Иркутске стартовал сезон проверки качества топлива на АЗС. Во вторник в поле зрения представителей администрации областного центра и городской прокуратуры попали три станции, где заправлялись водители, выявленные в ходе предварительных рейдов. В выхлопах их автомобилей превышены показатели по дымности и токсичности отработанных газов. Параллельно в администрацию города поступило несколько жалоб на качество бензина от автовладельцев. В условиях резкого роста цен на бензин – с начала месяца в среднем по России цены выросли на 10% — такие проверки особенно актуальны. Однако интрига нынешней сохранится до начала недели: результаты экспертизы планируется сообщить в понедельник.

Внеплановый рейд

К АЗС, значившейся первой в маршруте внеплановых проверок иркутских заправок на качество отпускаемого бензина, проверяющие и журналисты прибыли по всем законам шпионского жанра. Микроавтобус с корреспондентами остановился в нескольких сотнях метров от АЗС «Центр», что перед

въездом на новый ангарский мост. Двинуться дальше акулы пера и заместитель начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска Наталья Ступина не имели права: нужно было дождаться представителей прокуратуры Иркутска, в присутствии которых отныне могут проводиться подобные мероприятия.

Как только прибыла старший помощник прокурора Иркутска Юлия Климова, внушительная группа из более чем 30 человек двинулась в сторону АЗС. Со стороны представители городской администрации, прокуратуры, студенты-практиканты ИрГТУ, журналисты с диктофонами, фотокорреспонденты и телеоператоры со штативами наперевес выглядели устрашающе. «На месте хозяина АЗС я бы закрыл заправку и никого не пускал», – рассуждал кто-то из идущих рядом коллег. Примерно так и получилось: автоматические двери, ведущие в мини-маркет при заправке, наглухо закрылись. Наталья Ступина вела переговоры с кассиром через стекло и по громкой связи. Внутрь пустить проверяющих не решились, сославшись на то, что через 15 минут прибудет руководитель.

Проверяющие решили сразу взять контрольные пробы бензина, топливо залили в подписанные пластиковые бутылки и канистры. Как пояснила инженер-химик ООО «Инженерно-технический центр» Анна Фомина, для анализа взяты по две пробы каждого типа бензина. Одна отправляется в лабораторию, а другая опечатывается и остаётся на автозаправке на случай возможных разногласий по результатам исследований. Во вторник проверяющим предстояло побывать на трёх иркутских заправках: помимо АЗС «Центр» в поле их зрения попали АЗС «ОМНИ» по улице Сергеева и автозаправочный комплекс на объездной дороге в микрорайоне Ново-Ленино.

Посетить именно эти три  АЗС было решено не случайно: нынешним летом представители администрации Иркутска, прокуратуры и ГИБДД проводили рейды по замерам дымности и токсичности отработанных газов автотранспорта. В ходе рейда выяснилось: водители, чей транспорт имел нарушения, заправлялись на трёх этих АЗС. «Качество атмосферного воздуха в Иркутске и так оставляет желать лучшего: областной центр входит в число городов с высоким уровнем загрязнения воздуха. На долю автотранспорта приходится более половины выбросов», – рассказала Наталья Ступина.

Коррозия металла

[/dme:i]

От некачественного топлива страдает не только окружающая среда, но и техника. В понедельник в администрацию города поступило три заявления от автолюбителей. Владелец BMW 2001 года Виталий заправил машину АИ-92 и кое-как доехал до работы. «У меня большой опыт вождения, и некачественный бензин в баке я определить могу: машина не «тянет» в гору, плохо реагирует на педаль газа, клапаны стучат, – рассказал он журналистам по телефону. – В сервис я не поехал, просто залил потом другой бензин. Но могу сказать однозначно: заправка некачественным бензином всё равно не проходит бесследно».

На АЗС «Центр» представители администрации Иркутска – довольно частые гости. «Проверки здесь проводятся уже три года, но каждый раз обнаруживаются нарушения, – рассказала заместитель начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска. – Станция вроде исправно ликвидирует их, тем не менее всё равно попадает в поле нашего зрения. Каждый раз руководство автозаправочной станции апеллирует к тому, что торгует бензином, который приобретает у поставщиков. Хотя АЗС должна контролировать качество реализуемого топлива».

В 2008 году проверяющие остались недовольны качеством отпускаемого здесь АИ-95. Основные претензии – превышение ПДК по сере: октановое число было превышено в 14 раз. «Как следствие, задымлённость и поступление в атмосферу неполных продуктов сгорания топлива, сажи и канцерогенных веществ», – рассказала Наталья Ступина. Октановое число бензинов можно повышать разными способами, но чаще всего предпочтение отдаётся дешёвому, когда в бензин добавляются химические вещества. По словам экспертов, в этом случае в системе автомобиля происходит коррозия металла, выходят из строя элементы питания.

В 2007 году представители управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска проверили 25 станций, у 18 были обнаружены различные нарушения. В прошлом году был выявлен только один нарушитель. «Случаев выявления фальсифицированного бензина в Иркутске не было, – утверждает Наталья Ступина. – Какой будет статистика нынешнего года, прогнозировать трудно. Но я надеюсь, что тенденция на улучшение показателей сохранится». В нынешнем году из бюджета Иркутска на проведение проверок качества топлива на АЗС выделено 100 тыс. рублей, заключён договор с ООО «Инженерно-технический центр», которое будет проводить необходимые исследования.

«В случае реализации АЗС топлива ненадлежащего качества может быть возбуждено дело об административном правонарушении по статье 14.4 – «Продажа товаров, оказание услуг, выполнение работ ненадлежащего качества», – рассказала старший помощник прокурора Иркутска Юлия Климова. – В рамках закона предусмотрена ответственность для индивидуальных предпринимателей 4-5 тыс. рублей, для юридических лиц – 40-50 тыс. рублей. Судом также может быть решён вопрос о конфискации продукции ненадлежащего качества». Однако, по словам Натальи Ступиной, таких прецедентов в областном центре не было.

Долгая интрига

Результаты исследований сотрудники центра планировали огласить в течение трёх дней, то есть в пятницу, но интрига сохранится до понедельника. Как пояснила Наталья Ступина, к концу недели в центре не было результатов всех анализов, а оглашать только их часть было бы некорректно. Между тем бензин на иркутских заправках начал дорожать. АЗС всё чаще стали менять ценник. На неделе одними из первых это сделали на АЗС «ОМНИ». 23 июня АИ-92 там продавали по 23,5 рубля, АИ-95 – по 26,55 рубля, АИ-98 – по 28,95 рубля. В четверг повысились цены на АЗС «Крайс Нефть»: АИ-92 теперь стоит 21,9 рубля (на рубль больше, чем в среду), АИ-95 – 24,1 рубля.

Рост цен не остался без внимания территориального управления ФАС. Оно провело мониторинг в Сибирском федеральном округе, в ходе которого выяснилось: оптовики подняли цены 25 мая, вслед за ними их повысили розничные продавцы. «Пока никаких ценовых злоупотреблений, а тем более согласованных действий со стороны заправщиков не обнаружено», – говорится в официальном сообщении УФАС. Ведомство сейчас ведёт расследование причин, побудивших вертикально интегрированные нефтяные компании производить оптовые продажи дороже.

Ещё некоторое время назад цены на бензин радовали автовладельцев. В феврале общее снижение цен на ГСМ в Иркутской области по сравнению с августом 2008 года составило в среднем 30%, рапортовали тогда областные власти. Самая низкая цена на бензин в Иркутске установилась в мае. По данным Иркутскстата, средняя стоимость АИ-92 составляла 18,63 рубля, что на 0,89 рубля меньше, чем в апреле. Из шести городов Сибирского федерального округа, где ведёт мониторинг цен на топливо территориальное управление государственной статистики, в мае областной центр занимал четвёртое место по стоимости бензина. Самый дешёвый – 15,6 рубля за литр АИ-92 – был в Кемерове, по 17,5 рубля –  в Красноярске и Новосибирске. Дороже всего бензин продавали в Чите – 21,7 рубля за литр.

По словам экспертов, цены на бензин начали расти практически во всех регионах России. С начала июня рост цен на топливо составил в среднем 10%, рассказал аналитик ИК «ФИНАМ» Александр Ерёмин. Он уверен: раньше цены в рознице снижались прежде всего за счёт проводимой ФАС политики контроля и регулирования ценообразования в данном сегменте. В период низких мировых цен на нефть она была достаточно эффективна, но в условиях роста котировок углеводородов себя уже не оправдывает. Аналитик считает достигнутое снижение в рознице в 23-25% достаточно серьёзным достижением ФАС. Сейчас участники рынка уже не в состоянии и не желают держать цены на фоне текущей конъюнктуры, подчеркнул эксперт.

Цены на нефть в России растут резко, «ступеньками», констатирует начальник отдела продаж Иркутского филиала ИК «Компания «Брокеркредитсервис» Александр Воронов. Плавно повышать их оптовики не могут. В числе причин роста он перечислил сезонный фактор и стабильную цену на нефть, которая заняла отметку в 70 долларов за баррель. Дальнейшая динамика цен на топливо, по мнению Воронова, зависит от мировых цен на нефть. Такого же мнения придерживается Александр Ерёмин: «Стабилизация цен в рознице или возобновление их динамики на понижение возможны только в случае серьёзной коррекции на мировых сырьевых площадках, которая нами оценивается как очень вероятная», – отметил он. Однако, если мировые цены на нефть в ближайшее время не начнут снижаться, возможно продолжение роста цен во внутренней рознице нефтепродуктов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры