Нет абсолютно пропащих
Знаю священника, отца Владимира, который так и говорил: «Нет абсолютно пропащих людей. Раз живой – значит, можно до него достучаться». Эти слова должны дарить большую надежду тем, кто вынужден жить рядом с наркоманом или алкоголиком. Но почему-то не дарят. Несчастные родственники утверждают, что испробовали всё. Есть матери, которые в приступе последнего отчаяния проклинают своих опустившихся на самое дно детей. А что такое проклятие? Это пожелание им смерти.
Маленькая сценка в автобусе: на переднем сиденье будто бы дремлет парень. Но голова его совсем безвольно качается и на лицо он слишком бледный. «Надо вызвать «скорую», – предлагает сердобольный пассажир, – ему же плохо!». «Ничего ему не плохо, – отрезает кондуктор, – это наркоман. Пусть подыхает!».
В своей борьбе с наркоманией и пьянством общество периодически проходит через «всплески» сердоболия и ненависти к таким проблемным людям. Но прав, абсолютно прав отец Владимир, когда утверждает: «Раз живой – до него можно достучаться».
Посильную лепту в это благородное дело уже десять лет вносит специальный выпуск «Восточки» под названием «Дурман». У этой газетной полосы есть своё настроение, озабоченность, желание помочь. Она немного не от мира сего, здесь свой мир – тяжёлый, пусть даже иногда беспросветный, но это тоже жизнь. Её невозможно скинуть со счетов.
Как журналиста, пишущего на темы наркомании, меня устраивает, что такие специфические материалы идут именно в тематической подборке полосы, а не просто хаотично в номере. У «Дурмана» уже давно сложился свой круг авторов и читателей, которые ведут между собой диалог. Здесь всегда будет приветствоваться статья думающего специалиста, неравнодушного журналиста, раскопавшего поучительный случай. А сколько и самих наркоманов уже написало в газету – и тех, кто избавился от зависимости, и тех, кто хочет это сделать, но пока не может. Материалам о путях спасения – всегда «зелёная улица».
Кто-то скажет: но ведь сами наркоманы и алкоголики вряд ли вообще читают газеты, и «Восточно-Сибирскую правду» в том числе. Я бы не стала так категорично утверждать. Путь газетного номера к своему читателю сложнее, чем это могут представить подписка и статистика. Порой нужную статью доносят до страждущего десятые руки. Так было, например, с моими публикациями «Устойчив в позе Ромберга» и «Киндер-сюрприз от Мариулы». Звонили, приходили, советовались, ругали. Истории задели за живое. Другое дело, что такие материалы очень трудно написать. «Дурман» как раз и объединяет лучшие творческие силы в регионе, способные вести нефальшивый разговор на эти темы. Самое страшное – забвенье таких тем, равнодушие. Пусть они сидят нахохлившиеся, как воробьи, на автобусных остановках, валяются под заборами, колются в подъездах – что с них взять, с пропащих? Они сами выбрали такую судьбу.
Значит, нормальным людям не стоит мучительно ломать голову, как им помочь? Уже десять лет «Дурман» сражается с таким равнодушием. Верю, сердце газетчика расходуется не зря.