Развитое чувство долга
К концу года области придётся отдать около 6 млрд. рублей кредитов
В среду парламент одобрил в первом чтении секвестр регионального бюджета в 4,3 млрд. рублей. Львиная доля сокращений пришлась на бюджетную сеть и муниципалитеты. При этом резервный фонд правительства вырос в 11 раз и составил более миллиарда рублей. Идея депутатов «на берегу» поделить 500 млн. рублей из фонда на социальные объекты так и осталась «подвешенной» до следующей сессии. В «Сером доме» уже пугают: долгие игры с проектом бюджета могут лишить регион лояльности Минфина. И у субъекта будут низкие шансы на получение бюджетного кредита в 1,5 млрд. рублей и реструктуризацию 6 млрд. рублей кредитов.
В минувший вторник на коллегии Заксобрания было принято решение рассмотреть новую версию областного бюджета только в первом чтении. Это означает, что секвестр в 4,3 млрд. рублей был в принципе одобрен парламентариями, а вот раздутый резервный фонд правительства в 1,1 млрд. рублей правительство и депутаты так и не поделили. Сессия должна была пройти в два дня, но был сделан перерыв. Её окончание перенесено на последнюю декаду июня.
Живой секвестр
«Секвестр по-живому», – так охарактеризовала новую версию бюджета временно замещающая должность министра финансов Татьяна Поронова. Основные параметры были известны ещё неделю назад. На 1,9 млрд. рублей уменьшены расходы на органы госвласти, а именно на региональную бюджетную сеть. Областные целевые программы – на 992 млн. рублей (по данным иркутской областной организации профсоюзов, при принятии бюджета на 2009 год расходы на это направление были уже сокращены не менее чем на 700 млн. рублей). Более 715 млн. рублей снято с инвестиционных расходов. Практически в «ноль» ушли все социальные стройки, где не предполагалась высокая степень готовности. Даже если в область уже пришли деньги по федеральному софинансированию. Такая участь постигла областной онкоцентр, реабилитационный центр для детей-инвалидов в Иркутске, ряд школ и районных больниц.
В консолидированном бюджете региона доля «зарплатных» денег составляет от 36 до 46%, говорят областные чиновники. В муниципалитетах – от 50 до 85%. Впрочем, у самих территорий другая информация. После потери 961 млн. рублей межбюджетных трансфертов местная власть находится в лёгком шоке. Как заявил заместитель мэра Усть-Илимского района Пётр Темников, в конце прошлого года, когда формировали муниципальные бюджеты, многие районы заложили искусственный дефицит в 10%, следуя требованиям Бюджетного кодекса. Это означает, что деньги на зарплату были предусмотрены только на семь месяцев. Сейчас по совокупности на выплату жалованья бюджетникам не хватает около
1,4 млрд. рублей. К примеру, в Жигаловском районе бюджет составляет 112 млн. рублей, а на зарплату нужно 113 млн. рублей, в Чунском это соотношение 320 млн. к 350 млн. рублей. Темников заявил, что область должна помочь тем территориям, где зарплата съедает весь бюджет. В ответ представитель правительства Александр Ведерников заявил, что о кризисе муниципалитеты предупреждали ещё в ноябре прошлого года, а реальные действия местные власти начали только в апреле.
«Рыбку съесть»
Похоже, что жёсткая политика в отношении территорий на фоне смены региональной власти может ударить по самим финансистам. Ведерникову с командой можно посочувствовать. С одной стороны Минфин, который отдаёт деньги только в обмен на «экономичный» бюджет с минимальным дефицитом. С другой – премьер Владимир Путин со знаменитым выступлением в Астрахани: «Региональные органы власти должны сделать всё от них зависящее, чтобы поддержать платёжеспособность муниципалитетов». С третьей – осенний этап секвестирования в 5 млрд. рублей.
«У чиновников нетривиальная задача: и рыбку съесть, и аквариум выпить», – поделился наблюдением один из депутатов Заксобрания. По информации «Конкурента», правительство отозвало назад уже внесённый в парламент закон о межбюджетных трансфертах, который менял методику распределения средств между территориями. «Я не думаю, что мэрам вернут изъятую налоговую базу, – заявил «Конкуренту» один из депутатов. – Скорее, речь идёт о формальном «подслащении» очередной пилюли. Денег станет ещё меньше, но минфин сделает это более аккуратно». «Неаккуратно действовать нельзя, – считает источник «Конкурента», близкий к «Серому дому». – Уже встал вопрос о чистоте соглашений, которые минфин весной обязал подписать ряд муниципалитетов. По моей информации, правомерность этих документов, где мэров обязывали выполнять требования минфина в обмен на дотации, сейчас изучает прокуратура».
«Насчёт прокуратуры я ничего не слышал, – заявил «Конкуренту» вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. – Но Ассоциация муниципальных образований обращалась в Заксобрание с просьбой проверить правомерность действий минфина в отношении соглашений. Наши эксперты сделали вывод, что при составлении соглашений и в условиях их подписания есть нарушения. Бюджетный кодекс разрешает подписывать такие соглашения, но только с муниципалитетами, где дотационная составляющая в общем объёме бюджета превышает 70%. Наш минфин предлагал подписывать их всем».
«Ситуация выходит странная – режут всё, а резервный фонд правительства увеличивают в одиннадцать раз, – отметил депутат ЗС Евгений Рульков. – И заявляют, что фонд будет использован для обеспечения финансовых обязательств. Хотя Бюджетный кодекс недвусмысленно говорит, что эти средства могут быть использованы только на непредвиденные расходы. В этом случае необходимо формировать отдельный фонд». На это указывала и глава Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева. Однако финансисты «Серого дома» упирают на то, что исключительное право формирования фонда и распоряжение его средствами принадлежит правительству. Как заявила «Конкуренту» Татьяна Поронова, средства резервного фонда будут направлены «на непредвиденные расходы, которые могут возникнуть, в частности, при подготовке к отопительному сезону». Депутаты, тем не менее, уже поделили часть резервных денег. В списке более 30 пунктов – от миллиона на школы в Тырети и Каменке до более 400 млн. рублей на здравоохранение и социальные объекты. Общая сумма – около 500 млн. рублей, пояснил глава бюджетного комитета Сергей Курилов. «Деньги на достройку ряда социальных объектов выделять нужно, с этим не поспоришь, – заявила «Конкуренту» Татьяна Поронова. – Но в сегодняшних сложных условиях Минфин вынужден максимально сдерживать рост расходов, чтобы сбалансировать бюджет. С начала года уже недополучили 4 млрд. рублей по налогу на прибыль. Если так пойдёт и дальше, то под угрозой окажется финансирование самых первоочередных обязательств. Чтобы этого не допустить, мы сейчас уточняем бюджет в соответствии с реальной ситуацией, тем самым получая возможность претендовать на кредиты Минфина РФ – а это более дешёвые деньги, чем банковские, к которым придётся прибегать в свете нехватки собственных средств». По информации «Конкурента», в ближайшую неделю правительству и депутатам предстоит решить, какую сумму из резервного фонда отдадут на откуп депутатам – от 200 млн. до 500 млн. рублей. «Я полагаю, что тема не разрешится, пока своё мнение не выскажет губернатор», – уверен депутат ЗС Александр Битаров.
Кредит под кредит
Александр Ведерников полагает, что затягивание ситуации может негативно сказаться на отношениях с Минфином. Объём государственного долга в регионе является вторым по размерам в Сибирском федеральном округе – около 12 млрд. рублей. Как заявила Татьяна Поронова, четыре месяца «Серый дом» получал гарантийное письмо Минфина под краткосрочные банковские кредиты. Благодаря тому что регион сумел сохранить за собой самый высокий кредитный рейтинг в СФО, с областью сейчас работают «стратегические партнёры» – Байкальский банк Сбербанка РФ и Внешторгбанк.
Как пояснила «Конкуренту» Татьяна Поронова, в этом году Иркутской области нужно погасить 6 млрд. рублей, или 50% от общей суммы госдолга. «Переговоры с банками идут вполне успешно, рассчитываем, что сможем рефинансировать часть кредитов на срок до трёх лет или перенести платежи этого года на 2010 год», – сказала она. «Я надеюсь, что переговоры с банками будут удачными, – заявил Александр Битаров. – Учитывая политический вес губернатора и его близкое знакомство с Германом Грефом, который возглавляет Сбербанк РФ, мы можем рассчитывать не только на реструктуризацию долгов, по крайней мере по Сбербанку, но и на удачные переговоры по кредитованию Минфином». В Байкальском банке Сбербанка РФ на вопрос «Конкурента» о возможности и сроках реструктуризации говорить отказались, сославшись на то, что на распространение этой информации нет одобрения клиента. Татьяна Поронова заявила, что «Серый дом» планирует участвовать в конкурсе Минфина на получение льготного кредита сроком на 3 года. Объём – около 1–1,5 млрд рублей. Пока федеральные финансисты распределили лишь часть из 300 млрд. рублей, которые выделены на сбалансированность региональных бюджетов. 15 млрд. рублей на покрытие кассовых разрывов получили Московская область, Татарстан, Свердловская, Кемеровская области и Чукотский АО.
«Регион может рассчитывать на сумму, большую, чем миллиард рублей», – полагает Александр Битаров. В Минфине РФ «Конкуренту» сообщили со ссылкой на замминистра Антона Силуанова, что кредиты регионам будут выдаваться на три года, а не на год, как ранее. Под одну четвёртую ставки рефинансирования (сейчас – 11,5%). Кредиты могут быть выделены на частичное покрытие дефицита, временного кассового разрыва, на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, дорожный ремонт и капстроительство. Регион не получит кредит, если не сумеет обосновать источники его покрытия и если у субъекта есть невозвращённые долги Минфину. «Конкретные сроки выдачи кредитов не оговариваются, каждый регион работает по индивидуальной заявке. Но раздача кредитов уже открыта», – сказали в пресс-службе федерального казначейства.
Александр Битаров считает, что региональным властям стоило бы попытаться разместить областные долговые обязательства. «Мы бы не имели сейчас такие суммы кредитов, если бы летом прошлого года разместили ОДО, сроки размещения были бы более продолжительными, а проценты – ниже. И сейчас ОДО, несмотря на высокие проценты, остаются более стабильным инструментом, чем кредиты», – сказал он.
«Такой вариант привлечения средств интересен, когда ставки отличаются в два раза от тех, что предлагают банки, – считает Татьяна Поронова. – Долговые обязательства – более консервативный вариант привлечения ресурсов, рассчитанный на более долгий срок, чем использование средств кредитных организаций (там можно перекредитоваться под другой процент), поэтому важно, чтобы ставки были заметно ниже. Пока такой возможности не наблюдаем».