издательская группа
Восточно-Сибирская правда

До «товарного» состояния

Как разрешить коллизии с землёй, находящейся в федеральной собственности?

Заместитель генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Павел Бородин побывал вчера в Иркутске, где провёл совещание с членами правительства Приангарья. Представитель правительства Руслан Болотов назвал этот визит «знаковым», выразил надежду на то, что строительная отрасль получит «динамический толчок» и вопросы, которые долгое время «провисали», найдут своё разрешение.

К таким вопросам относится, прежде всего,  вовлечение  в оборот неэффективно используемых и пустующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности.  Правовых коллизий с землёй, находящейся в федеральной собственности, масса. Собственно, она давно стала камнем преткновения  для градостроителей. «Существует большое количество городов, «зажатых» федеральной землёй, и прежде всего землями Россельхозакадемии, – заметил Павел Бородин. –  Земли  не используются, но с ними ничего нельзя сделать, в то время как городу негде развиваться». Введение таких земель в оборот для развития жилищного строительства, в том числе для комплексной и малоэтажной застройки, одна из основных задач фонда».

Перечень, который представила в фонд Иркутская область, первоначально включал в себя 66 земельных участков. Потом этот  список был сокращён  до 31 участка. Три из них находятся непосредственно в Иркутске, 28 – в Иркутском районе. «Думаю, мы начнём работу с 10 участков  в городе Иркутске и Иркутском районе», – подвёл итог Павел Бородин и добавил, что «нельзя работать со всеми сразу», а выбор приоритетных участков остаётся за руководством субъекта. Об их перспективности можно будет говорить после того, как власть внесёт пакет документов по каждому. «Мы будем смотреть глазами руководства субъекта на перспективы развития всех земельных участков в Иркутской области», – пообещал Павел Бородин.

После того как участок попадает в фонд, с ним начинается непосредственная работа. Прежде всего проводится анализ  состояния участка, по результатам которого  разрабатываются предложения для попечительского совета и правительственной комиссии. Комиссия либо принимает решение о передаче участка  для формирования имущества фонда, либо передаёт его региону. Условием передачи является наличие схемы территориального планирования, плана развития инфраструктуры и плана землепользования и застройки.

Если участок поступает в имущество фонда, последний обязан довести его до «товарного» состояния, то есть обеспечить транспортной и сетевой инфраструктурой и сформировать пакет документов. После этого участок попадает на аукцион. Фонд не имеет собственной строки в федеральном бюджете. Вырученные на аукционах средства вкладываются в развитие инфраструктуры новых участков, часть денег идёт на содержание аппарата.

Если участок попадает в ведение региона, соответственно, регион и должен озаботиться созданием инфраструктуры. На это отводится три года, в течение которых фонд ведёт мониторинг за состоянием участка. Если земля по-прежнему не используется, после рассмотрения на соответствующей комиссии фонд оставляет за собой право отозвать участок. Вырученные на аукционе средства делятся пополам между муниципалитетом и субъектом. По мнению Павла Бородина, субъекты будут заинтересованы в работе, и «в этом весь смысл закона». По сути, региону передаётся федеральная  земля с условием вложения в инфраструктуру.  «В любом случае средства на развитие инфраструктуры закладываются в бюджет в рамках федеральной целевой программы», – заметил Руслан Болотов.  Понятно, что и приоритет отдаётся участкам с максимально высокой готовностью инфраструктуры.

Руслан Болотов рассказал, что в первую очередь перед областью стоят вопросы по введению в эксплуатацию предмостовой территории в областном центре. «Это инвестирование в достройку ледового дворца и развитие территории в целом».  По словам Р. Болотова,  предварительные договорённости с руководством Сибирского отделения Российской академии наук, которой принадлежит земельный участок,  достигнуты. Найдены инвесторы, готовые вложить средства непосредственно в достройку ледового дворца с дальнейшим его использованием правительством области по прямому назначению.

Кроме того, в перечень включено достаточно много участков, относящихся к территории Иркутского района. «Это принципиальная территория, – заметил Руслан Болотов. – Там имеется достаточно много построенных и не узаконенных до сих пор объектов». Это большой минус и для развития муниципального образования, и для собираемости налогов, разбрасываться которыми – непозволительная роскошь во время кризиса.

Кроме того, речь шла об инвестировании непосредственно в объекты строительства высокой степени готовности. Иркутская область также участвует в этой программе. Как  рассказал Павел Бородин, сейчас обсуждается вопрос о снижении планки готовности с нынешних 70% до более низкой отметки. Для  Иркутской области, где из 220 объектов в высокой степени готовности находятся лишь 90, это особенно актуально.

Когда создавался фонд, основная проблема была с землёй. Места не хватало, чтобы строить. Теперь проблема в том, что не хватает средств достроить начатое. Кстати, фонд очень быстро среагировал и перестроил свою работу. Сегодня соглашение о сотрудничестве подписали 77 субъектов, среди «отказников» лишь три региона – Ненецкий округ, Кабардино-Балкария и Ингушетия. Иркутская область включилась в работу весной нынешнего  года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры