Нашлись претенденты на самолёты ИВВАИУ
Тема дальнейшей судьбы инфраструктуры Иркутского высшего военного авиационного училища (ИВВАИУ) получила неожиданное продолжение. Инициативная группа, в состав которой пока входят четыре человека, предлагает создать на базе самолётов и вертолётов, которые использовались для обучения курсантов, городской музей авиации под открытым небом. Своё предложение авторы проекта озвучили в официальных письмах на имя мэра Владимира Якубовского и врио губернатора области Сергея Сокола. Музей не потребует значительных затрат и будет интересен иркутянам, уверены энтузиасты. Руководство Иркутского аэропорта, на территории которого предполагается его разместить, готово оказать помощь в рамках своих полномочий. В администрации города и в правительстве региона пока не готовы прокомментировать эту инициативу.
С просьбой содействовать созданию в Иркутске городского музея авиации инициативная группа планирует обратиться к мэру города Владимиру Якубовскому и врио губернатора Иркутской области Сергею Соколу. На их имя уже составлены официальные письма, но они пока не отправлены. «Сейчас мы ищем единомышленников среди различных авиационных коллективов, чтобы под письмами стояло как можно больше подписей», – рассказал «Конкуренту» директор Некоммерческого партнёрства «Школа юного авиатора» Владимир Просекин. Помимо него в группу входят тренер-преподаватель по авиационному спорту, инженер-пилот первого класса Борис Макаров, директор Иркутского авиационного технического колледжа гражданской авиации, почётный работник транспорта России Валерий Никифоров и руководитель Восточно-Сибирского межрегионального транспортного управления воздушного транспорта Эдуард Кошенсков.
Членов инициативной группы беспокоит судьба авиационной техники – вертолётов и самолётов, которые располагаются на территории военного городка, в своё время они использовалась в качестве тренажёров для обучения курсантов. Есть там и уникальные экспонаты, например, единственный МИГ-15 УТИ. «Это самолёт, который в годы корейской войны заставил всех авиаконструкторов мира признать паритет Советского Союза, – рассказал Владимир Просекин. – Вертолёт-рекордсмен МИ-6, созданный нашим земляком Михаилом Леонтьевичем Милем. Здесь сохранился самый первый из ТУ-22М, известный на Западе как «Бэкфайр», на уничтожении которых многие годы настаивали американские дипломаты».
Техника находится в государственной собственности, право распоряжаться ею имеет Министерство обороны РФ. По информации инициативной группы, все вертолёты и самолёты планируется утилизировать. В ближайшее время предполагается провести конкурс на выбор компании, которая этим займётся. В качестве альтернативы такому решению инициативная группа предлагает создать в Иркутске музей авиации. Такой объект, по мнению Владимира Просекина, будет интересен иркутянам и гостям города. «17 августа, в День Воздушного флота, в аэропорт Иркутска едут тысячи горожан и жителей области самого разного возраста, чтобы раз в год посмотреть на редеющую экспозицию самолётов», – отметил он.
Уже подобрана перспективная площадка для будущего музея. «В Иркутском аэропорту есть свободные площади для размещения самолётов, инфраструктура для охраны и поддержания их в хорошем состоянии, есть кадры, которые могут вести музейную работу», – говорится в письме. В ФГУП «Аэропорт Иркутск» считают такую идею заслуживающей внимания. «Учитывая, что сейчас существует только один авиационный музей – в подмосковном городе Монино, целесообразно было бы иметь такой и в восточной части нашей страны, – рассказал директор по корпоративным вопросам ФГУП «Аэропорт Иркутск» Анатолий Припузов. – С каждым годом становится всё меньше отечественной авиационной техники, такой как ИЛ-14, ИЛ-18, ТУ-104, АН-2, а имеющиеся образцы на территории ИВВАИУ могли бы послужить началом создания музея авиации». Со своей стороны ФГУП «Аэропорт Иркутск», располагающий архивными данными по истории гражданской авиации Восточной Сибири, мог бы оказать методическую помощь музею, заверил Анатолий Припузов.
В беседе с корреспондентом «Конкурента» Владимир Просекин отметил, что содержание музея авиации не потребует больших финансовых затрат, ведь самолёты будут находиться под открытым небом. Самое главное – транспортировать их в аэропорт. Возможные формы собственности будущего музея авиации можно будет детально обсудить со всеми заинтересованными сторонами, считают авторы письма. В администрации Иркутска и правительстве Иркутской области пока не готовы прокомментировать инициативу по созданию музея. Между тем на следующей неделе инициативная группа планирует передать официальное письмо с предложением создать его министру обороны РФ Анатолию Сердюкову.