издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чудеса цвета

И швец, и жнец, и на дуде игрец... Ну конечно же, это и о ней, Елене Гончаровой – синеглазой, обаятельной и удивительно талантливой художнице. Иркутские модницы, к примеру, за честь считают носить ювелирные украшения, изготовленные ею по её же эскизам. А светильники, радующие глаз и сердце, интерьеры помещений, словно в сказке преображающиеся, если оформить их берётся она, Гончарова. Охотно Елена Александровна занимается проектированием и сооружением садовых ажурных беседок, оригинальных скамеек, мостиков и т.д.

Далеко не последнее место среди творческих пристрастий занимает живопись. На одной из последних выставок в галерее современного искусства «Дом художника» – речь идёт об очередной экспозиции из серии «Семь чудес цвета» – моё внимание привлекли две картины Гончаровой.

Выполненные в заданном условиями выставки цвете – фиолетовом, они прямо-таки завораживали, не отпускали. Исполненная юмора и какой-то доброты и нежности «Кошка-бабочка» и совершенно иная по психологическому настрою, глубине «Прогулка». Одинокая фигура женщины, погружённой в свои мысли и ощущения. Цветовое решение холста подсказывает нам романтический характер её переживаний. Это ли не кусочек жизни,  сотканной, говоря образно, на чудесном «ткацком станке времени», состоящем из нитей света, перемешанного с таинственным мраком ночи?

Без особого труда могу представить себе удивлённо-недоверчивое выражение лица кое-кого из читателей: как, и все эти таланты достались одному человеку? Улыбнёмся вместе с Еленой Александровной: чего, дескать, в этом особенного – душа просит, она не противится, делает. Как-то заглянул к ней в мастерскую и, честное слово, был поражён: кроме множества стеллажей, полочек с поделочными камнями, цепочками, различными причиндалами, необходимыми ювелиру, дрелей, пил, молотков, рубанков, а также мольберта с палитрой, подрамников, развешанных по стенам картин и этюдов, светильников, можно заметить кое-что ещё. А именно шлифовальный и полировальный станки, точило, бормашину, вальцы – словом, всё, без чего не сотворить нечто своё, неповторимое – будь то браслет, кулон, брошь, ожерелье или гарнитур.  Невольно я украдкой посмотрел на руки моей визави – какой сноровкой и силой надо обладать, чтобы всё это хозяйство крутилось. Руки как руки – красивые, ухоженные. Елена Александровна перехватила мой взгляд, улыбнулась: труд ювелира, художника требует и подхода соответствующего – деликатного, тонкого. Это вам не кирпичи на стройке ворочать да кувалдой в кузнице размахивать. Впрочем, приходится подчас и железяки там разные, толстую проволоку гнуть и резать. Не без этого… Я согласно киваю головой: на выставках различного уровня, в том числе и региональных, невозможно было не обратить внимание на работы Гончаровой – до сих пор у меня перед глазами браслет «Ночь», сработанный из серебра, обсидиана и корунда. Этот маленький шедевр, конечно же, привлёк внимание ценителей, посетивших экспозицию региональной художественной выставки «Сибирь-9», развёрнутой в залах Сибэкспоцентра.

Интересуюсь, с какими камнями она предпочитает работать. Нет, это не алмазы, не рубины и не изумруды. Она любит камни попроще, доступнее для людей, не обременённых богатством и роскошью, скажем, врачей, учителей. Это лазурит, чароит, апатит, перламутр – в них скрыто особое очарование, красота, которую надо просто-напросто открыть, извлечь, вдохнуть в них жизнь. «Просто-напросто» – взять и сотворить волшебство! Весьма симпатично для художницы сочетание различных материалов – меха, кожи, камня, дерева, очень любит работать со стеклом.

А не была ли она знакома с ушедшим недавно Борисом Тимофеевичем Бычковым, большим самобытным художником, членкором Академии художеств, непревзойдённым «волшебником поющего стекла» (так назывался мой очерк об этом выдающемся мастере)?

«Конечно!» – с воодушевлением воскликнула моя собеседница. Свой диплом по окончании Иркутского художественного училища она готовила под руководством Бориса Тимофеевича. Именно он, Бычков, разбудил у неё пристрастие к оформлению интерьеров помещений, к мозаичному витражу. К слову говоря, вместе со своим руководителем диплома она работала над оформлением ДК им. Гагарина в Иркутске II. И сегодня там можно увидеть декоративный витраж, выполненный ею под руководством мастера.

На столе, где мы пьём с хозяйкой какой-то диковинный фруктовый чай, примостилась и швейная машинка. Это ещё одна из её творческих ипостасей – конструировать, изобретать модели одежды. Ну а кто лучше неё самой сумеет выполнить задуманное? К слову, вместе со своей лучшей подругой художницей Татьяной Ларёвой Елена Александровна участвовала в реализации проекта для Иркутского театра юного зрителя – к новогодней ёлке они сотворили несколько костюмов для сказочных персонажей. Вот было радости ребятишкам!

– Вообще-то я не сибирячка, – с улыбкой заметила Елена Александровна. – Родом из Фрунзе. Школу там окончила, а когда мама вдруг засобиралась в Сибирь (из-за необходимости поменять климат), запечалилась.

Самым же настоящим огорчением для девушки оказалось то, что в Иркутске, куда они перебрались, нет роскошных яблоневых садов и ароматных плодов.

В художники она подалась не сразу. Ей нравилась и химия, и биология. Могла выбрать любой вуз – аттестат прекрасный, с пятёрками. Даже о профессии ветеринара подумывала. До сих пор любовь к братьям нашим меньшим живёт в ней – в мастерской есть и собачонка, и кошка. Именно Кыша и стала героиней её «фиолетового» опуса «Кошка-бабочка».

Но судьба распорядилась по-своему. Елена взяла и выбрала училище искусств. Без специальной подготовки, при конкурсе 20 человек на место поступила-таки на декоративное отделение. Не знала, говорит, что есть керамическое, а то бы туда рванула. Училище со специализацией «художник-декоратор» окончила с отличием.

Несколько лет самостоятельно работала в производственных мастерских при Иркутском отделении Союза художников, занималась оформлением интерьеров, в частности, свои «автографы» оставила в областном театре кукол, в поликлинике  Академгородка, где стены оживили её картины на тему «Счастливое детство». Смешно вспоминать, но рамы для её работ обошлись для заказчика дороже, чем сами художественные произведения.

Конечно, её не покидала мысль о чисто творческой работе, хотелось творить не ради заказов и гонораров, а для души. Елена участвует в различных выставках, её выделяли среди участников областной конференции «Молодость. Творчество. Современность», других разного рода выставок – региональных, областных, городских. Было понятно: в живописи она человек не случайный. Портреты, натюрморты её кисти запоминаются – и композицией, и игрой светотени, и экспрессией цвета и рисунка.

Так же неожиданно для себя переключилась на «ювелирку». Уж больно не устраивало то, что предлагают в магазинах. Украшения должны подчёркивать индивидуальность любой женщины, иметь свой неповторимый характер, цвет, огранку. Попробовала – получилось. Со временем серьги, кольца, броши «от Гончаровой» приобрели статус эксклюзива, эталона изысканного вкуса. Добавим к этому, что Елена Александровна не держит под спудом свои знания и умения – мастерская давно стала местом проведения мастер-классов для молодых талантов. Работать с ними Гончаровой нравится, как-никак за плечами семь лет преподавания на кафедре геммологи (обработка камня) в политехническом университете, где Елена Александровна вела курс «мастерство».

Разумеется, «ювелирка» для нашей героини – не венец мечтаний. «Вновь тянет к чему-то монументальному, большому, красивому, – признаётся Гончарова. – Это могут быть росписи интерьеров, изготовление декоративных, стилизованных панно, что-то ещё…».

Правильно подмечено, что любое человеческое творение, будь то литература, музыка, живопись, – это всегда автопортрет. В нашем случае это более чем справедливо: сотворение прекрасного – смысл и назначение настоящего творчества. Красота и обаяние таланта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры