Время главных трудов
В повседневной редакционной текучке, хлопотах, необходимости «делать» газету, требующей ежедневной творческой отдачи, мы подчас недостаточно внимательны к коллегам, мало что знаем о том, как и чем живут наши товарищи в быту, их пристрастиях, увлечениях, талантах, в конце концов.
Вот и нынешнего нашего юбиляра, экологического обозревателя Георгия Кузнецова, я «открыл» для себя неожиданно лет этак двадцать назад. А в «Восточку» Георгий пришёл из штата областного радио. Всегда подтянутый, обходительный, в строгом костюме с неизменным со вкусом подобранным галстуком, этот бородач производил впечатление этакого аккуратиста, у которого всё, что касается работы и всего прочего, разложено по полочкам. Шёл 1985 год, начало перестройки. Гоша – тогда мы Кузнецова все так называли – тянул лямку в промышленном отделе, тянул неплохо, постигая тайны экономики, звёзд с неба не хватал, но и слабины не допускал. В общем, свой парень – вежливый, скромный, работящий, он достаточно быстро вошёл в режим «Восточки» (к слову, специфика работы журналиста на радио существенно отличается от газетной). Короче говоря, мы сработались и подружились.
А встреча наша в неформальной, даже экзотической обстановке произошла через три года после нашего знакомства. Случилось это в Сарме – у ворот ущелья, в котором рождается знаменитый ураганный байкальский ветер сарма, поименованный так в честь бурной речки, впадающей в Байкал, и самого посёлка. С моим другом, экологом и писателем Семёном Устиновым мы только что спустились с одного из прибрежных кряжей, где чуть ли не нос к носу столкнулись с медведем (это уже другая история). Так вот, топаем мы в избушку, где нам посулили ночлег, и вдруг навстречу по тропе, ведущей к Байкалу, видим этакого Робинзона Крузо, бородатого, до черноты загорелого мужика. Когда мы поравнялись, бородач белозубо улыбнулся. Ба, да это же Гоша! Он, как и я, находился в очередном отпуске и по своему обыкновению «припылил» сюда, в Сарму, на своём «Урале» – мотоцикле с коляской.
Мы, конечно, обрадовались встрече, обнялись – два таёжных бродяги. И тут я замечаю, что в ведре, которое нёс Гоша, плещется изрядное количество рыбы – щука, окунь, елец. «Сам наловил?» – спрашиваю. «Да, подфартило сегодня», – отвечает Кузнецов. И я вижу, что в другой руке он держит видавший виды спиннинг. Ну как не зауважать такого фартового добытчика?! Само собой, Гоша пригласил нас к себе на чай – со своим другом Денисюком, тоже Гошей, они снимали комнатушку. Чай, заваренный хозяином, нам с Семёном показался особенно вкусным – встретились-то родственные души.
К тому времени, когда произошла наша встреча на тропе, Георгий уже сменил своё амплуа – специализировался в качестве экологического обозревателя. Думаю, что «Восточке» повезло в этом плане. Бесконечно влюблённый в природу, Кузнецов, что называется, душой болеет за всё, что касается экологии, охраны природы. Дотошный, въедливый, неподкупный, он влезает в суть, глубину самых острых проблем, будь то расследование самовольных захватов земель на Байкальском тракте или подготовка материалов о подземных ядерных взрывах в Осинском и Усть-Кутском районах с целью поиска месторождений полезных ископаемых. Кстати говоря, «Восточка» подняла эту проблему первой среди других изданий. А это дорогого стоило – общественность-то буквально «на ушах» стояла.
А публикации по радиоактивному чаю? После чернобыльской катастрофы на нашу чаеразвесочную фабрику большими партиями везли сырьё с тамошних плантаций. Во многом благодаря публикациям «Восточки», въедливости журналиста Кузнецова были преданы уничтожению тонны заражённого чая.
Незабываема эпопея «с трубой» – когда ретивые чиновники решили «обезопасить» Байкал и направить стоки БЦБК в Иркут. Уже прорубили просеку, завезли огромное количество труб, но голос общественности, учёных, «колокольный звон» журналистских выступлений, в том числе Георгия Кузнецова, был услышан. Преступный проект прикрыли – а скольких усилий это стоило!
Свежи в памяти события, связанные с намерением правительства протянуть нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан в непосредственной близости от Байкала. И опять же «Восточка» одной из первых заявила о недопустимости проекта – ещё до того, как прокатилась волна митингов как в области, так и в стране, до того, как появились решительные заявления представителей общественности, учёных. И когда В. Путин, что называется, «отодвинул» трубу от Байкала, с победой кого мы первого поздравляли? Конечно же Гошу! Вне всякого сомнения, убеждённость Георгия Ивановича, его бойцовский темперамент и острое перо сыграли не последнюю роль в формировании, мобилизации общественного мнения.
Георгия Ивановича мы, его коллеги, в шутку называем «главным пожарным области». И неудивительно. Лесные пожары, которые ежегодно полыхают в нашей области, – больная и острая тема многих журналистских выступлений Георгия Кузнецова. В коллективе Иркутской базы авиационной охраны лесов нашего коллегу считают своим человеком, охотно откликаются на все просьбы и запросы, включают в состав экипажей, вылетающих на особо важные участки леса, где полыхает огонь. Уже много лет Георгий по утрам, перед работой, получает по электронной почте свежую сводку о пожарной обстановке в области. Он в курсе подробностей других стихийных напастей, скажем, землетрясений, ураганов и т.д.
Без малого четверть века назад пришёл он в «Восточку». И нынче, отмечая своё 60-летие, Георгий остаётся всё таким же – по-молодому деятельным, глубоко неравнодушным к проблемам, которые то и дело подбрасывает жизнь. Думаю, вполне уместно здесь вспомнить строки из «Поющего сердца» русского философа Ивана Ильина. Зрелый человек, по его мнению, это тот, кто познал радость и муку творчества. «Он уже видит и предметную глубину жизни, и предел своих личных сил. Перед ним раскрывается сущность вещей, и жизнь его вступает в период плодоношения. Это есть время опубликования главных трудов и воспитания нового поколения, время заслуг, призвания и восхождения. Красота позднего лета, благоухание сложенных скирдов и собранных яблок, счастье зрелых и законченных созданий».
Честное слово, это о нём, Георгии Кузнецове, отметившем в один из майских дней свой славный юбилей.