Связь времён Олега Ширшова
Директор Иркутского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Олег Ширшов – человек, который при публичности статуса умудряется быть одной из самых загадочных персон регионального истеблишмента. Вернувшись в Иркутск во второй раз в 2004 году в качестве главы регионального филиала, он признаётся, что до сих пор ему снится Усть-Илимск – город, где прошли лучшие годы его жизни. Он уважает Омара Хайяма, занимается спортом, строит дом за городом и не сомневается, что через 10 лет все дома в Иркутской области станут «умными». Чего ещё можно ждать от возможностей современных телекоммуникаций, он рассказал ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ.
«Хотел приехать на время, а прожил на севере всю жизнь»
– Насколько родители определили ваш путь?
– Можно сказать, они сыграли косвенную роль. Я родился в сельской местности, отец после войны смог окончить 7 классов, но при этом занимал руководящий пост в местном совхозе в Самарской области, у мамы вообще было три класса образования. Когда ей только исполнилось 11 лет, её отправили работать телятницей. В 70-е годы на селе была довольно тяжёлая жизнь и нам, старшеклассникам, постоянно внушали: «Будете учиться плохо – останетесь в деревне, вас ждут вилы и лопата. Уезжайте в город, поступайте в институт». Из трёх братьев это удалось сделать только мне: при конкурсе два человека на место я поступил в Куйбышевский электротехнический институт связи. Я и сам очень стремился в город. Во время школьных каникул часто ездил к родственникам в Куйбышев, знал, что там жизнь совсем другая: трамваи, мороженое на каждом углу, большой кинотеатр, а не сельский обшарпанный клуб с печным отоплением и грязными полами.
– Что повлияло на выбор профессии?
– Двоюродный брат, который как-то приехал ко мне с самодельным приёмником – из мыльницы с прикрученной батарейкой. Брат поймал радиостанцию «Маяк», и меня это покорило. Захотел сделать такой же. Через некоторое время брат прислал мне книжку «Транзисторы для школьников». Начал её изучать, увлёкся радиотехникой, правда, ничего в школе изобрести мне не удалось. Хотя на одном из лабораторных занятий собрал макет действующего радиоприёмника. Он молчал лет пять, и никто не мог с ним ничего сделать. Я разобрался с условными обозначениями, узнал, как маркируются провода, сделал всё по схеме – и приёмник запел и тоже поймал «Маяк».
Весь класс был поражён, в том числе учительница с лаборантом. В школе я стал большим человеком.
Хотя до 9 класса во всех сочинениях писал, что стану полярным лётчиком, связью даже не собирался заниматься. Но у меня проблема со зрением, со второго класса в очках. Врач, который меня наблюдал, постоянно обещал, что со временем зрение улучшится. А в 10-м классе на очередном осмотре сказал: «Лётчиком никогда не станешь, в очках будешь ходить всю жизнь. Поэтому ищи себе земную профессию». Помню, расстроился до слёз. Но земную профессию нашёл.
– Чем вам запомнились студенческие годы?
– Со второго курса я подрабатывал на кафедре телевидения: занимался макетами, электроникой, паял и был руководителем проектов по разработке приборов. Например, мы отрабатывали электронный микроскоп, на мне полностью был блок развёрстки электронного луча. В итоге уже на четвёртом курсе у меня была почти готова дипломная работа, по крайней мере все наработки уже были. После государственного экзамена начал бить баклуши до тех пор, пока не сказали, что через два дня защита. Оказалось, что два студента-заочника не успели подготовиться и меня поставили вместо них. Следующие двое суток мы трудились над моим дипломом вчетвером: я, жена, её подруга и мой друг. Мы писали, рисовали, фотографировали, снимали диаграммы, переплетали. В итоге я защитился на пятёрку.
После окончания института Олег Ширшов уехал работать в Усть-Илимск, имел дело с телефонной системой «Алтай», аналоги которой были только в двух городах СССР – Москве и Воронеже. «Эта система не предусматривала стационарных телефонов. Зато были автомобильные. С них можно было звонить по межгороду – в автоматическом режиме или через диспетчера, можно было выходить на любой городской телефон. Для 1979 года это было очень круто», – вспоминает он. Но уже через три года решил сменить место работы. Потому что его начальник, видимо из лучших побуждений, как-то посоветовал: «Олег, выучи вот эти передатчики и до пенсии можешь не шевелиться». «Я представил: 40 лет (до пенсии) ходить и обслуживать эти передатчики – размером со шкаф, с мигающими лампочками. И на меня напала зелёная тоска».
– По окончании трудового договора уволился и ушёл работать на Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, где была масса импортного оборудования – финского, английского. Три года трудился инженером-наладчиком, занимался монтажом вычислительных комплексов, участвовал во внедрении методов управления производством. Затем после двух лет работы в управлении организации производства на ЛПК перешёл в госкомитет по вычислительной технике и информатике, а потом в Усть-Илимский участок связи, который со временем возглавил.
– Начальственные амбиции были у вас с самого начала?
– Их не было, я всегда был обычным технарём, всё время что-то изучал. Начальником пришлось стать из чисто практических соображений: начала прогрессировать дальнозоркость, и я уже не мог работать с технологиями, в то же время постоянно набирался опыта.
– Вам удалось пожить в нескольких городах: Самаре, Усть-Илимске, Новосибирске, Иркутске. Какой вы считаете родным?
[/dme:i]
– Усть-Илимск. Там прошли лучшие годы моей жизни – с 22 до 43 лет. Когда я ехал туда, не собирался оставаться всю жизнь: хотел поработать три года и вернуться. Но приехал туда, и меня затянуло. Город молодой, средний возраст жителей – 26 лет. Там всё кипело, шумело, шла ударная комсомольская стройка. Заворожила меня и своеобразная северная природа: тайга, Ангара с бирюзовой водой. Прожив три года в Усть-Илимске, мы с женой поехали навестить родителей в Оренбург. А там выжженная степь, суховей, жара. Мы только 10 дней продержались и поехали домой, в Усть-Илимск. Этот город мне до сих пор снится.
Несколько лет назад я прочитал одну повесть. Там есть такой диалог между дедом и внуком, который собирается побывать на севере: «Внук, север нужно ехать смотреть в старости. Если ты поедешь в молодости, останешься там на всю жизнь». Так и у меня получилось: я приехал на север в молодости и прожил там всю жизнь. Я иногда думаю: почему мне никто не дал тогда эту повесть почитать? Я бы остался самарцем.
– Тогда ваша жизнь сложилась бы совсем по-другому.
– Это верно. Когда я приехал в институт на встречу с выпускниками и рассказал, где работаю, первым вопросом было: «Как тебя угораздило туда попасть?». Большинство моих однокурсников продолжают работать на телецентрах. И у меня тоже был шанс всю жизнь ходить вокруг передатчиков. Но это не моя судьба.
– А вы верите в судьбу?
– Наверное, я в первую очередь верю в себя. Нужно уметь правильно рассчитывать свои силы. Знать, что в трудной ситуации можно положиться на друзей. Если что – они могут помочь добрым советом. А жизнь надо строить самому.
Технологии «умного дома»
– Когда в 2004 году вы возглавили Иркутский филиал, насколько сложно было работать? Какое место Иркутская область тогда занимала в структуре «Электросвязи»?
– В те годы и филиал, и вся Иркутская область в целом занимали 3-4-е место в Сибирском федеральном округе. На первом месте – Новосибирск, столица Сибири, где сосредоточена основная масса финансовых и организационных ресурсов, на втором месте – Красноярск с его высоким промышленным потенциалом. Отличительная черта нашего региона – его высокая степень обеспеченности Интернетом. Её удалось достичь благодаря Сибирскому отделению Российской академии наук. Первые эксперименты с Интернетом проводили именно учёные академии, у которых в те годы были проблемы с работой. Сначала в 1998 году появился специализированный участок на телеграфе, откуда начали предоставлять Интернет для широкого круга пользователей.
– 20 мая будет пять лет, как вы руководите филиалом. Самое важное, чего удалось добиться за это время?
– Самое главное – удалось сохранить работоспособный коллектив, удержать позиции на рынке. Ведь конкурентная ситуация в Иркутской области сложная: как и в Красноярском крае, здесь много альтернативных операторов, которые предоставляют услуги проводной фиксированной связи и Интернет. В регионе присутствуют три федеральных сотовых оператора и БВК, наша дочерняя компания. Хорошо, что в этой ситуации нам удалось удержаться на плаву. Компания постоянно развивается, у нас много интересных проектов.
– То, что компании, которые раньше специализировались только на услугах связи, сейчас расширяют свой ассортимент, это общемировая тенденция?
– Да. 10 лет назад мы, грубо говоря, торговали телефонными аппаратами – устанавливали их на предприятиях и в квартирах. К одному телефону можно было добавить международные, междугородние переговоры, проводное вещание и телеграф. Потом проводное радиовещание постепенно уступило место эфирному, появилась масса радиостанций в FM-диапазоне. Следующий этап развития – проводное, кабельное телевидение, но и ему на смену пришло ip-телевидение под брендом «Твист» на основе интернет-технологий. В итоге сейчас можно по одному каналу предоставлять массу услуг – телефон, Интернет, телевидение и другие. С каждым годом стоимость услуг снижается, зато растут требования к сервису, поддержке. Мы стараемся развиваться вместе с рынком, следить за новыми технологиями, внедрять их и учить пользователей.
– Сейчас по одному каналу можно предоставлять четыре услуги -– телефон, Интернет, ТВ, радио. Что будет следующим этапом развития?
– Технология «умный дом», которая невозможна без телекоммуникаций. У нас есть определённые наработки в этой сфере, но говорить о них я пока не могу. Мы обязательно придём к этим технологиям в ближайшее десятилетие. Знаете, что нас вынудит это сделать? Стоимость ресурсов – электроэнергии, тепла, воды, – которая с каждым годом растёт. Например, вода. В других странах люди ценят каждый глоток воды, а мы сливаем в канализацию байкальскую воду без всякой нужды. Уже сейчас Иркутская область, не считая областного центра, столкнулась с нехваткой качественных источников питьевой воды. Вода – невосполнимый ресурс, который надо очищать, управлять им и правильно распределять. Примерно то же самое можно сказать и про тепло и электроэнергию. Мы живём в Сибири, где почти 8,5 месяца зима. В итоге жильё в нашем регионе дорого как в плане строительства, так и в плане обслуживания. Поэтому технологию «умный дом» есть где применить. Другое дело, что к её внедрению должно быть готово городское хозяйство.
– Насколько активно вы пользуетесь услугами собственной компании, например Интернетом?
– Я бы не назвал себя помешанным на Интернете. Компьютер включён с утра до вечера – электронная почта, корпоративный сайт. После работы захожу на один-два сайта, например на msn. Просматриваю новостные блоки – что сказал президент, премьер-министр. Часть информации получаю из газет, журналов. В обязательном порядке выписываю со всеми приложениями журналы «Эксперт», «Генеральный директор». Ваша газета нравится, особенно еженедельный выпуск.
– Вы оставляете время на книги?
– В последнее время всё чаще листаю Омара Хайяма. Жизнь тяжёлая, а он с юмором подходит ко многим вещам. В своё время мне нравилось одно из его стихотворений: «Запрет вина – закон, считающийся с тем, / Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем./ Когда соблюдены все эти оговорки,/ Пить – признак мудрости, а не порок совсем». Выражение «Кто, когда и с кем» для меня ещё и определённая программа, потому что необходимо уметь себя контролировать в любых условиях – и на работе, и в семье, и во время дружеской встречи. Кто-то считает Омара Хайяма алкоголиком, но это не так. У него масса поэм, которые никак не связаны с вином. На мой взгляд, он был великим математиком и философом.
– Я знаю, что в одной из книг вы нашли для себя своеобразный девиз…
– У Марка Твена есть одна цитата, которая позволяет мне критически и с юмором подходить к своим ошибкам. В его рассказе о корректорах есть такое выражение: «Ошибки были, есть и будут. Мы с ними боролись, боремся и будем бороться». Девизом эту цитату не назовёшь, но применить к разным жизненным ситуациям можно. Есть другое хорошее выражение: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
«В свободное время строю дом»
– Как вы познакомились с женой и сколько лет вы уже вместе?
– 32 года. Познакомились 30 апреля 1977 года на дискотеке в институте. Моя будущая жена была такая тоненькая, стройная, воздушная; синенькие брючки, жёлто-оранжевая кофточка с воланчиками и длинные волосы. Я иногда закрываю глаза и помню, как впервые её увидел; помню второй этаж, выключенный свет и то, как мы танцуем под радиолу. Это уже потом в продаже появились музыкальные комплексы «Мелодия», «Аккорд 001», «Рига», а до этого были радиолы с пластинками.
– Долго супругу завоёвывали?
– Наверное, целых полгода мучился. Помню, учился на первом курсе, отправился к ней в общежитие. Сначала доехал до вокзала, а потом пошёл пешком по рельсам и шпалам. Но перед этим решил купить букет полевых цветов, которые продавали бабушки на перроне. Сначала попросил несколько цветов, а потом узнал, что все цветы – они стояли в оцинкованном ведре – стоят три рубля. Ну и купил все. Подхожу к общежитию с охапкой цветов, а девчонки меня увидели и кричат со второго этажа: «Людка, твой пришёл!». Я даже растерялся. Вот так, цветами этими, я её, наверное, и завоевал.
– Что вам помогает так долго оставаться вместе?
– Вероятно, терпение. Всякое бывало – ругались, но терпение нам помогало. Ещё – умение прощать, но это больше со стороны Людмилы. Я бываю иногда вспыльчивым, а она умеет это гасить. Долго не может обижаться: понимает, что у меня взрывной характер.
– Я знаю, у вас есть дочь.
– Да, ей 27 лет, окончила Байкальский государственный университет экономики и права, факультет «Рыночные структуры», специальность «маркетолог». Сейчас она живёт и работает в Новосибирске, трудится в редакции одного из екатеринбургских журналов, который открывает свои представительства во всех российских городах-миллионниках: Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове… Журнал посвящён ремонту и всему, что с ним связано. Дочь устроилась туда по конкурсу и сейчас занимается размещением рекламы – специализируется на пластиковых окнах и подвесных потолках. Работает с корпоративными клиентами. Ей там очень нравится.
– Вам не тяжело, что дочь далеко?
– Я завидую коллегам, у которых рядом дети. Например, у одного из них в Иркутске дочь, сын и уже четверо внуков. Они вместе часто собираются. Конечно, тяжело, когда дочь далеко: иногда хочется вместе посидеть за столом, поговорить. Случается, у дочки что-то не ладится, она звонит, мы советуемся. Она очень изменилась за последние четыре года – стала самостоятельной, сама в основном справляется с проблемами, я о них узнаю от третьих лиц.
– Внуки есть у вас?
– Пока нет. Ждём не дождёмся.
– Как любите проводить свободное время? Есть ли оно у вас?
– Есть такое замечательное выражение: человек, который постоянно жалуется на нехватку времени, обычно ничего не делает. Мне свободного времени достаточно, и последний год я занимаюсь строительством дома в пригороде Иркутска, в посёлке Марково-2. Это наша с женой мечта ещё со студенческой поры, но реализовать её нам удалось только сейчас.
– Активная физическая работа позволяет держать себя в форме?
– Я слежу за здоровьем. На 50-летие мне подарили несколько тренажёров, дома появился свой небольшой спортивный зал. Первые полтора года занимался чуть ли не каждый день, пока не пришёл в определённую форму. Сейчас тренируюсь три раза в неделю на беговой дорожке, велотренажёре и тренажёре для пресса. Чтобы позаниматься, специально встаю рано утром – без десяти шесть, минут 15-20 мне вполне хватает, чтобы почувствовать себя в тонусе.
– Я знаю, что за довольно короткий период вы похудели на 20 кг. Как вам это удалось?
– Действительно, мне удалось сбросить вес со 102 кг до 80 за три-четыре месяца. В определённый момент у меня возникли проблемы с давлением. Я проконсультировался со специалистами, которые сказали: попробуйте для начала сбросить вес. Когда я это сделал, практически исчезла проблема с давлением.
– Вы счастливый человек?
– Конечно, у меня всё сложилось: на работе нормально, с любимой женщиной вместе уже 32 года. Дай нам Бог дожить до золотой свадьбы. Её накануне отпраздновала чета одного из наших ветеранов. Как я им завидую! В общем, всё у нас для счастья есть, осталось только дочь замуж отдать и внуков дождаться. БиографиЧескаЯ справка
Олег Петрович Ширшов родился 25 февраля 1957 года. В 1979 году окончил Куйбышевский электротехнический институт связи по специальности «Радиосвязь и радиовещание», получил квалификацию инженера радиосвязи и радиовещания. С 1979 по 2000 год прошёл путь от старшего инженера до директора Усть-Илимского узла связи.
С сентября 2001 года начал работать в Иркутске в должности заместителя директора – коммерческого директора регионального филиала ОАО «Сибирьтелеком» «Электросвязь» Иркутской области.
С 23 июня 2003 по 20 мая 2004 года работал в Новосибирске в качестве директора департамента маркетинга генеральной дирекции ОАО «Сибирьтелеком».
В мае 2004 года стал заместителем генерального директора ОАО «Сибирьтелеком» – директором Иркутского филиала компании.
В 2001 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, получил квалификацию «менеджер высшего уровня».
Женат, взрослая дочь.