издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Принцип неопределённости

Региональные власти пребывали на этой неделе то в трауре, то в растерянности. Хотя вопрос «что будет дальше» интересовал всех, но не обсуждался вслух. «Раскрученные» при Игоре Есиповском проекты фактически остались без ресурса поддержки, констатируют собеседники «Конкурента». Новый аэропорт, региональная авиакомпания, «Северный индустриальный пояс», ОЭЗ на Байкале и другие, по их словам, теперь во многом зависят от позиции будущего главы области и его команды. Эксперты уверены: «выживут» те проекты, которые «имеют реальное экономическое содержание, а не пиар».

[width=»40%»]
Как полагает новосибирский политолог Алексей Мазур, «выживут» те
замыслы, которые «имеют реальное экономическое содержание, а не пиар».
«Любой бюрократический проект имеет сильную «инерцию», и на то, чтобы
его остановить, нужна большая воля нового губернатора», – уверен
эксперт.

По мнению депутата Госдумы РФ Виталия Шубы, концепции, по которым
уже приняты решения на федеральном уровне и получили финансирование, с
высокой вероятностью будут продолжены. К тому же значимые проекты
связаны не исключительно с именем губернатора, полагает директор
Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. По
его словам, успешность, к примеру, строительства нового иркутского
аэропорта  в большей степени зависит от того, будет или нет федеральное
финансирование, чем от конкретных политических фигур.

«Такие простые люди»

Утром в среду площадь перед зданием областного правительства перекрыли для общественного транспорта, а к входу в «Серый дом» подогнали лафеты. Не все иркутские обыватели, оказавшиеся в центре города, понимали, с чем это связано. А одному из фотокорреспондентов, когда тот попытался пройти через оцепление, сотрудник правоохранительных органов заявил: «Мы стоим по поручению губернатора». «Какого губернатора?» – недоумевал коллега. «Совсем дебил, что ли? Тишанина, конечно».

Людей в милицейской форме выстроили по периметру тротуаров либо в сквере Кирова. Более шестисот сотрудников правоохранительных органов обеспечивали безопасность в городе. Часть военных привлекли исключительно для церемонии. «Не курить, не расстёгиваться, стоять без лишних разговоров, – был слышен инструктаж. – До десяти перекур». В это время должно было начаться официальное прощание с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским.

В «Серый дом», вопреки обыкновению, пускали без документов. Зайдя внутрь, многие терялись, куда перемещаться дальше и  где ставить венки. Самые массивные из них – высотой в несколько метров – переносили два-три человека вместе. В холле и актовом зале насчитывалось не менее двухсот венков и букетов с соболезнованиями. К одиннадцати часам у входа в дом правительства выстроилась примерно пятидесятиметровая очередь из желающих проститься с губернатором. В ожидании начала прощания некоторые вип-персоны смешались с остальными пришедшими. В первом ряду с цветами стояла предприниматель и депутат Законодательного Собрания области Нина Чекотова, у двери в актовый зал периодически появлялся генерал Алексей Антонов. «Такие простые люди. Представляешь, сказали: «Спасибо, что пришли», – делилась впечатлениями в толпе одна бабушка с другой.

Высоким гостям дали слово ближе к полудню. Траурный митинг вёл заместитель губернатора Юрий Гуртовой. Срывающимся голосом он назвал имена погибших при крушении вертолёта Bell-407 и сообщил, что «их объединяла большая ответственность, чувство долга и беззаветная преданность службе». Остальные выступавшие единодушно добавили «порядочность» к характеристике губернатора. Временно исполняющий обязанности губернатора  Иркутской области Сергей Сокол, мэр Иркутска Владимир Якубовский и председатель Общественной палаты региона Иван Головных  отметили, что «благодаря губернатору мы живём в стабильности».

О том, что будет дальше, присутствующие говорили с уверенностью: проекты, начатые Есиповским, надо продолжить. «Команда губернатора обязана по долгу продолжить то начатое, которое он не смог выполнить из-за такого трагичного случая», – сказал полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин.  «Нам оставили нереализованные дела, планы, мечты. И наша задача – воплотить их, – добавил Сергей Сокол. – Мы будем  работать таким образом, чтобы никому из нас не было стыдно перед нашими товарищами». Президент Бурятии Вячеслав Наговицын напомнил, что вместе с губернатором они строили планы, говорили о развитии севера регионов, создании на Байкале туристических зон и совместной авиакомпании, которая обслуживала бы местные авиалинии. «В знак признательности этому человеку всем надлежит выполнить его планы», – завершил речь Наговицын. После траурного шествия  депутаты и чиновники отправились вместе с родственниками губернатора в аэропорт. На чартере до Москвы на похороны от депутатского корпуса отправились председатель Заксобрания Иркутской области Людмила Берлина, вице-спикеры ЗС Геннадий Истомин и Геннадий Нестерович, от регионального правительства – Сергей Сокол и заместители председателя правительства Александр Ведерников и Александр Моисеев.

Зона отчуждения

С одним из проектов, которые активизировались во время правления Есиповского, настойчиво связывают его гибель. Для подтверждения версии о служебной поездке губернатора, в ходе которой он намеревался осмотреть территорию будущей особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ), правительство «подтянуло» все возможные силы. Сведения о полёте с целью охоты опроверг сначала Сергей Сокол. «По имеющейся у меня информации, Есиповский совершал рабочую поездку по осмотру территории ОЭЗ на Байкале. Конечной точкой значилось село Большое Голоустное. В 20.00 9 мая вертолёт с губернатором должен был лечь на обратный курс в Николу, – изложил Сокол. – Ожидавшие вечером прибытия, в том числе супруга губернатора, посчитали, что они остались ночевать в Большом Голоустном, возможно, по погодным условиям. Однако утром забили тревогу и начались поиски».

В поддержку этого варианта событий высказался и руководитель территориального управления РосОЭЗ Игорь Шпаков, прибывший в Иркутск «только для того, чтобы развеять все эти слухи и инсинуации, которые идут по СМИ о цели поездки губернатора».

По утверждению Шпакова, он планировал встретиться с Есиповским сразу после майских праздников. «С соответствующим письмом я обратился ещё 5 мая. Письмо пошло через Штонду. У нас с ним была договорённость, что как только губернатор выйдет из отпуска, Штонда ему обязательно доложит и в зависимости от плана работы назначит мне встречу», – рассказал Шпаков. Чиновники собирались обсудить включение новых участков в состав зоны, привлечение инвестиций и подписание перечня об объектах инфраструктуры, которые должны быть построены за счёт средств бюджетов всех уровней. Цена вопроса – 9,6 млрд. рублей, из которых 4,6 млрд. рублей должна выделить Иркутская область. «Это серьёзные деньги. У губернатора возникла необходимость ещё раз своими глазами посмотреть место строительства, понять, правы ли те, кто утверждает, что зона в Большом Голоустном неперспективна», – продолжил Шпаков.

Эту версию защищает директор Прибайкальского национального парка Олег Апанасик, который заверил, что в урочище Малышкино, где произошла катастрофа, охота с вертолёта невозможна: из-за густой тайги и высоты деревьев местность не просматривается. «Туда можно добраться только техникой на гусеничном или на пневмоходу. Возможности для посадки вертолёта тоже нет – не имеется вертолётных площадок или открытых мест».

До конца недели СМИ ещё не раз сомневались в официальной версии событий. В пользу этого говорило сообщение на сайте Минтранса, где значилось, что сертификат лётной годности разбившегося вертолёта Bell-407 датирован 6 мая 2009 года, некоторые эксперты полагали, что полёт мог иметь тренировочный, а не рабочий характер.  В четверг техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила работы на месте падения вертолёта. Предварительно определено время аварии. «Интерфакс», ссылаясь на специалистов МАК, передаёт, что она произошла в 0:30 – 1:00 по местному времени в минувшее воскресенье, 10 мая. Как заявил председатель комиссии МАК Георгий Ячменёв, неблагоприятные погодные условия, скорее всего, не были причиной катастрофы вертолёта. «Крушение произошло в тёмное время суток, – сказал он. – Метеорологическая группа отработала и установила: никаких опасных явлений в этот период, с 9 на 10 мая, не было». Кроме того, 14 мая нашло официальное подтверждение сообщение о том, что иркутские спасатели в ходе разбора обломков разбившегося на прошлой неделе вертолёта Bell, на котором летел Игорь Есиповский, обнаружили на месте трагедии фрагменты оружия. «Его марка и калибр не опознаны. Всё передано следственным органам», – цитирует РИА «Новости» руководителя Байкальского поисково-спасательного отряда Вадима Рейтера.

«Подумайте о морали»

Между тем сам проект создания ОЭЗ, и без того отстающий от первоначальных сроков, может застопориться из-за смены руководства области. «Я большие надежды возлагал на встречу с губернатором, потому что от этого зависело федеральное финансирование строительства объектов инфраструктуры зоны», – признался Шпаков. В 2009 году на проектирование дороги из областного бюджета планировалось выделить 50 млн. рублей, ещё 130 млн. – из федерального. По его словам, из-за случившегося может задержаться финансирование. «Но надеюсь, администрация быстро войдёт в нормальную рабочую колею», – отметил Шпаков.

Однако вопрос «что будет дальше» читался на растерянных лицах региональных чиновников всех рангов всю неделю, хотя и не произносился вслух. Непросто было разговаривать и с партнёрами правительства. Так, генеральный директор продвигаемой губернатором региональной компании «Восточно-Западные авиалинии» Владимир Малюгин заявил «Конкуренту»: «Хотелось бы, чтобы проект продолжился в память о губернаторе, – и добавил: – О морали подумайте – сейчас такие вопросы задавать. Мы гробы перевозим».

Ощущение замешательства было заметно и в депутатском корпусе. Тем не менее назначенные на день прощания с главой области заседания нескольких комитетов Законодательного Собрания отменять не стали

(в следующую среду должна пройти сессия регионального парламента. – «Конкурент»). «В  июне мы внесём проект в правительство, если, конечно, это будет то же правительство», – сказал один из парламентариев на заседании комитета ЗС, отчитываясь по вопросу о создании центра по обогащению урана.

На то губернаторская воля

Некоторые проекты, раскрученные при Есиповском, продолжатся, вероятнее всего, и без его участия, считают эксперты. «Дело в необходимости реализации данных идей для области. Кто бы ни был губернатором, ему и его команде предстоит рассмотреть начатые дела. К примеру, создание биофармацевтического кластера», – отметил депутат Государственной Думы РФ Сергей Колесников. Как полагает новосибирский политолог Алексей Мазур, «выживут» те замыслы, которые «имеют реальное экономическое содержание, а не пиар». «Любой бюрократический проект имеет сильную «инерцию», и на то, чтобы его остановить, нужна большая воля нового губернатора», – уверен эксперт.

По мнению депутата Госдумы РФ Виталия Шубы, концепции, по которым уже приняты решения на федеральном уровне и получили финансирование, с высокой вероятностью будут продолжены. К тому же значимые проекты связаны не исключительно с именем губернатора, полагает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. По его словам, успешность, к примеру, строительства нового иркутского аэропорта  в большей степени зависит от того, будет или нет федеральное финансирование, чем от конкретных политических фигур. «Идея постройки аэропорта продвигалась давно, и, я думаю, проект реализуем с высокой долей вероятности безотносительно личности руководителя региона», – считает политолог.

[dme:cats/]

«Есиповский был зрелым человеком, но наверняка в своих начинаниях губернатор опирался на Сергея Чемезова (президент госкорпорации «Ростехнологии». – «Конкурент»), вместе с которым работал некоторое время», – сказал Колесников. Другие собеседники «Конкурента» убеждены, что нельзя недооценивать роль в этом процессе нового главы области. «Придёт руководитель, у которого свои виды на проекты и дальнейший политический курс в области», – отметил Виталий Шуба. В зависимости от того, каким ресурсом будет пользоваться новый губернатор, получат развитие те или иные проекты. Однако строить предположения относительно этого эксперты отказываются: решение президента, по их словам, скорее всего, будет непредсказуемым. А изменение планов по развитию области тем более вероятно, поскольку ещё не принята стратегия развития Иркутской области, полагают наши собеседники. Как признался один из депутатов ЗС, «при Есиповском сначала планировалось выскочить из кризиса, а потом строить стратегические планы. Но мы не успели».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры