Открытая вакансия
Пункт четвёртый статьи 61 Устава Иркутской области – «Полномочия губернатора прекращаются в случае его смерти». Эта уставная норма впервые в истории Иркутской области была применена 11 мая на внеочередной чрезвычайной сессии Заксобрания. А уже на следующий день политбомонд начал обсуждать возможных преемников Игоря Есиповского. Осталось менее недели до того, как полпред президента в СФО Анатолий Квашнин представит в администрацию президента список собственных кандидатов. А эксперты уже называют два имени – генерал-лейтенант запаса ФСБ Иван Миронов и врио губернатора Сергей Сокол. Впрочем, наблюдатели не исключают, что президент может устроить сюрприз и призвать кого-то из собственной «золотой сотни». В которую входит финдиректор «Ренова Менеджмент» Андрей Буренин.
Как заявила журналистам спикер областного парламента Людмила Берлина, Иркутская область не подпадает под действие новых редакций федеральных законов об организации и деятельности парламентов и о политических партиях. Эти законы дают партии парламентского большинства право представить президенту список претендентов на губернаторское кресло. Однако ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъекта РФ» был подписан Дмитрием Медведевым 5 апреля, а вступает в силу «по истечении 90 дней после дня его официального опубликования». Это означает, что в отношении Иркутской области действует старая редакция – кандидатов предлагает представитель президента. Впрочем, в любом случае у региональной «Единой России» не было шансов поучаствовать в отборе кандидатов. Ведь полномочия Игоря Есиповского были прекращены досрочно. А это означает, что даже по новой редакции ФЗ права у партий на предложение кандидата нет. Разница в одном: по старому закону главе страны на выбор новой фигуры даётся месяц, по новому – три. Таким образом, до конца первой декады июня должно быть названо имя нового претендента. До 22 мая список кандидатур представит в администрацию президента полпред президента в СФО Анатолий Квашнин, сообщила «Конкуренту» пресс-секретарь полпреда Любовь Шальнева. В списке должно быть минимум два человека. До момента представления имена претендентов оглашаться не будут.
[dme:imp]Местный политбомонд тем временем пребывает в растерянности: с одной стороны, никаких новых имён с момента прошлого назначения губернатора не появилось, с другой – многие опасаются, что всплывёт неожиданная фигура. Политолог Алексей Мазур считает, что в нынешней ситуации тема «умиротворения иркутских элит» уже отошла на второй план, а значит, основную роль при назначении нового губернатора будут играть взаимоотношения разных бюрократических кланов и связанных с ними ФПГ. «Всё будет зависеть от соотношения сил в Москве и частично – в Новосибирске», – высказал общее туманное настроение депутат ЗС Евгений Рульков.[/dme:imp]
Между тем имена претендентов хорошо известны. В очередной раз называют депутата Госдумы Виталия Шубу, экс-спикера ЗС Виктора Круглова, сенаторов Валентина Межевича и Дмитрия Мезенцева. Эксперты сходятся во мнении, что Виктор Круглов слишком памятен по конфликту с Александром Тишаниным. «Мезенцеву в кризис регион с тяжёлой бюджетной ситуацией просто не нужен, – считает источник, близкий к «Серому дому». – У Валентина Межевича близкий к критическому возраст – 62 года и дочки, живущие в США». Наш собеседник выделил Виталия Шубу. По его мнению, у парламентария кроме прочих достоинств имеются губернаторские амбиции.
[/dme:i]
Снова в числе претендентов на губернаторское кресло появилась фигура зампреда правительства Самарской области, генерал-лейтенанта запаса ФСБ Ивана Миронова, возглавляющего иркутское землячество «Байкал» в Москве. Он, как и Игорь Есиповский, неофициально считается креатурой главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова. «Если регион останется в сфере влияния «Ростехнологий», Чемезов может попытаться снова продвинуть своего человека, – отметил директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. – Однако стоит понимать, что в Приангарье высока конфликтность элиты и приход новых «варягов», пусть когда-то и выходцев из Иркутской области, в условиях кризиса нежелателен. Нужен человек, который устроил бы не одну группу, а сразу несколько».
«Сергей Сокол не вполне укладывается в стереотип «своего кадра», типичного для сложившейся политической системы», – считает Алексей Мазур. «Шансы его, на первый взгляд, не больше, чем у других кандидатов, – отметил другой эксперт «Конкурента». – Но, конечно, вице-губернаторство и год работы в Иркутской области повышают его рейтинг». «По логике, он явный претендент на кресло губернатора в условиях «преемственности власти», – рассуждает Евгений Минченко. – Однако человек это не местный. И на уровне области воспринимается весьма неоднозначно».
Сергей Сокол пользуется поддержкой Анатолия Квашнина. «В прошлый раз в окончательном списке полпреда президента в СФО были две фигуры – Игоря Есиповского и Сергея Сокола, – отметил Евгений Рульков. – Не исключено, что полпред решит повторить попытку». «Всё будет зависеть от эффективной работы Квашнина – как он сумеет представить нынешнего врио в глазах президента», – считает профессор ИГУ Сергей Шишкин.
Сергей Сокол ещё до Иркутской области недвусмысленно показал свои губернаторские амбиции. Трижды номинировался на пост губернатора – в Тыве, Республике Алтай и Забайкальском крае. «Без согласия с Путиным и Чемезовым, на мой взгляд, никакого решения по губернатору всё же не будет», – считает Сергей Шишкин. «А это означает, что Сергею Михайловичу в очень короткие сроки придётся доказать, что он нужен «Ростехнологиям» так же сильно, как нужны они ему», – отметил один из собеседников «Конкурента». «Многое зависит от того, сумеет ли Сокол договориться с основными «игроками», которые находятся в Москве, и убедить их в своей надёжности», – согласен Алексей Мазур.
Сам Сергей Сокол на вопрос «Конкурента» «Как вы оцениваете собственные шансы на получение кресла губернатора?» ответил: «Я считаю этот вопрос абсолютно неуместным и некорректным. И отвечать на него не буду». 13-14 мая он находился в Москве на похоронах Игоря Есиповского. Однако наблюдатели считают, что в эти дни могли начаться и консультации по кандидатуре нового губернатора.
СМИ окрестили Игоря Есиповского «последним губернатором Путина», намекая на то, что Медведев, освоившись во власти, начнёт двигать свою команду. «Я не исключаю, что в списке кандидатов могут появиться неожиданные фигуры», – считает депутат ЗС Антон Романов. «У Медведева появилась «сотня юных бойцов» – президентский кадровый резерв, – согласен источник, близкий к «Серому дому». – И вполне возможно, что выбирать будут из этого отряда».
Эксперты спешно называют одного «золотого» претендента. Это финансовый директор «Ренова Менеджмент» Андрей Буренин (в бытность губернатора Бориса Говорина занимал должность заместителя главы региональной администрации. – «Конкурент»). «Эта фигура мне кажется наиболее подходящей, – считает Евгений Минченко. – Человек местный, молодой, амбициозный. С одной стороны бизнесмен, с другой – администратор, хорошо знакомый с бюджетным процессом, причём на уровне региона. По моей информации, Буренин имеет достаточно хорошие отношения с «Ростехнологиями», что также увеличивает его шансы». Однако другие собеседники «Конкурента» полагают, что региональная элита не воспримет Буренина «как губернатора» исключительно по причине его молодости.
Впрочем, по неофициальной информации, сам Андрей Буренин, чья фамилия звучала при обсуждении кандидатов при назначении и Тишанина, и Есиповского, довольно прохладно относится к перспективе сделать карьеру госчиновника, тем более – в Сибири. По информации «Конкурента», имеются также иные обстоятельства, которые могут воспрепятствовать этому. Алексей Мазур опасается, что «более-менее способные кандидаты просто не захотят уезжать из Первопрестольной в «сибирскую глушь». «Насколько мне известно, именно этот фактор очень сильно ограничивает кадровые возможности Кремля», – сказал он. Перспектива возглавить регион, где губернаторы меняются как перчатки, с одним из самых больших госдолгов по России, да ещё и в период кризиса, – не из приятных.
«Пока я вижу только двух реальных кандидатов – Сергея Сокола и Ивана Миронова, – заявил Сергей Шишкин. – Шансы их я оцениваю примерно 50 на 50». Однако, по информации «Конкурента», в 2008 году Иван Миронов уже отказался от предложения стать иркутским губернатором. Изменит ли он свою позицию сейчас, неизвестно.
Во многом решение Миронова будет зависеть от того, «как жёстко его будут просить», считает источник, знакомый с ситуацией. «Его сейчас ничто не связывает с Иркутском, откуда он уехал в 1984 году», – отметил он. Среди экспертов есть и такие, которые полагают, что иркутская трагедия даёт благовидный предлог Сергею Чемезову снять с себя ответственность за сложный регион. Правда, кто из олигархов захочет взять её на себя, они не называют.