издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чулпан Хаматова: Я весь спектакль говорю, только зрители этого не слышат

  • Автор: Светлана МАЗУРОВА, Санкт-Петербург, для «Восточно-Сибирской правды»

«Чулпан Хаматова стала балериной», – сообщают СМИ. Повод – премьера спектакля «Бедная Лиза» известного хореографа Аллы Сигаловой. В основе – повесть Николая Карамзина о соблазнённой и покинутой дворянином Эрастом поселянке Лизе. Его играет солист балета Большого театра Андрей Меркурьев. В записи идёт одноимённая камерная опера композитора Леонида Десятникова. Спектакль без слов.

Сегодня она одна из самых востребованных актрис. Её роли в кино всегда запоминаются: «Московская сага», «Дети Арбата», «Казус Кукоцкого», «Доктор Живаго», «Гибель империи», «Гарпастум», «Бумажный солдат»… Практически невозможно попасть на спектакли с её участием в «Современник», особенно на суперпопулярную «Голую пионерку» Кирилла Серебренникова. Её новые работы в Театре наций, руководит которым Евгений Миронов, увидели недавно и петербуржцы. Сначала появились «Рассказы Шукшина» всемирно известного культового режиссёра Алвиса Херманиса (Хаматова играет там вместе с Мироновым, она изображает разных женщин, а также ласковую реку с быстрым течением, таёжных комаров, мудрую корову, массовку).

На пресс-конференции перед премьерой «Бедной Лизы» в Петербурге Чулпан рассказала журналистам, как готовилась к спектаклю, что нового у неё в кино, в театре и на телевидении, а также в благотворительном фонде «Подари жизнь», помогающем детям с онкологическими заболеваниями, который она возглавляет.

– Многих удивляет, что делает Чулпан Хаматова в экспериментальной постановке  Сигаловой? Танцует?

– Это хореографическая новелла, соединение блистательного танцовщика с драматической актрисой. Абсолютно моя профессия. Может быть, здесь она требует больше физической нагрузки. Новым для меня было пространство произведения, знакомство с Аллой, с Андреем, с музыкой Десятникова.

У меня немало знакомых, которых я пригласила на премьеру, а потом они ругали меня, спрашивали в недоумении: «Зачем тебе это надо? Что вы хотели этим доказать?». Самое главное, чтобы зрители открылись, расслабились, ничего не выясняли, не связывали логическую цепь, не задумывались над тем, кто кого и чем хотел поразить. История-то простая, и с каждым из нас она в той или иной форме происходила. Это спектакль про любовь. Но в России нет такого «формата», он ещё не стал нормой.

– И всё же вам было сложно, признайтесь?

– Настолько, насколько сложно готовить любой новый спектакль. То, что я там делаю, никакого отношения к балету не имеет. Это драматический театр, выраженный языком тела. Я весь спектакль говорю, внутренний монолог не прерывается, только зритель этого не слышит. Сначала я практически ничего не понимала. Это новый для меня язык, и мне очень хотелось с ним справиться. Когда я впервые увидела на видео нашу репетицию, то вдруг услышала, что там есть и крики, и шёпот, и всё это выражается телом, ногами, руками. Меня поразило, что можно молча кричать и как точно рассчитан движенческий текст. Когда Алла в начале говорила нам: «Вы что, не слышите текст?», я не понимала её, а потом вдруг начала его слышать. Теперь, когда работает Андрей, я понимаю, что он говорит.

– На пуантах вы не танцуете. А в газетах писали, будто Алла даже предлагала вам надеть балетную пачку…

– Неужели такое писали?! Мы с Андреем выступаем здесь как драматические артисты, и все старания журналистов сделать из этого события громкую «утку», конечно, не оправдаются.

– Ваша героиня близка вам?

– Это я! Это моё отношение к любимому. Так комфортно работалось… Я очень благодарна Андрею, он изумительный партнёр, в драматическом театре таких партнёров нет. Этот спектакль – приобретение, которое останется со мной на всю жизнь.

– Какую акцию теперь задумал ваш фонд «Подари жизнь»?

– Фонд – это нерв моей жизни, вовлечены туда все, включая Аллу Сигалову, Евгения Миронова. Меня радует, насколько люди едины в желании помочь больным, всё-таки у нас неравнодушное общество. В Петербурге с грандиозным успехом прошли два одноактных балета в Михайловском театре, инициатором которых был знаменитый танцовщик Денис Матвиенко. Вырученные средства передали в наш фонд. На лето планируется ещё такое же мероприятие. Сейчас мы готовим большой концерт в Москве, в Доме музыки, который будет 31 мая транслироваться на канале «Россия». Там в очередной раз будем рассказывать, как важна помощь больным детям, что они выздоравливают, надо только не бросать их в беде. Как притча, будет рассказана реальная история одного мальчика. Многие музыканты согласились принять участие в концерте.

– Вы больше не участвуете в проекте Первого канала «Ледниковый период»?

– Однозначно – нет. Кататься на коньках было очень тяжело! Я не имею права позволить себе разбиться. У меня было четыре операции, пока я каталась. Я поклялась маме, что больше этого делать не буду. Это была очень трогательная история. Мудрый Илья Авербух сначала вышел на врачей-гематологов, которые лечили детей, долгими ходами ко мне подкатывали и наконец убедили, что телевидение сегодня – это такая власть над умами, и только так можно увеличить доходы фонда. Что и произошло: пока я каталась, сборы выросли в 2-3 раза (хотя там не было прямой рекламы). Поэтому в мае мы покажем концерт на канале «Россия» – опять-таки в надежде, что нас услышит страна, обычные люди пойдут и отнесут какие-то небольшие деньги в фонд, чтобы мы могли купить детям дорогостоящие лекарства.

– Как вы всё успеваете? У вас ведь ещё и свои дети.

– А я ничего не делаю, занимаюсь только подготовкой к концерту. Иногда в своё удовольствие играю «Бедную Лизу».

– Что нового у вас в кино и в «Современнике»?

– В кино сейчас не снимаюсь, некогда. В театре задумали новый спектакль на будущий сезон, но я пока не имею права говорить о нём.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры