Не трогайте дедушку
Накануне 139-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ульянова-Ленина в городе Санкт-Петербурге был подорван (как полагает следствие, выстрелом из гранатомёта) памятник, изображающий Ленина в один из важнейших моментов его жизни – сразу после возвращения из эмиграции в революционную Россию. «Такие времена», – сказали бы мы вслед за Владимиром Познером да и оставили заботы о восстановлении памятника на совести соответствующего отдела петербургской мэрии, но эхо первоапрельского взрыва оказалось неожиданно громким.
Спустя несколько дней на сайте Иркутской епархии Русской Православной Церкви появилась статья одного церковного публициста, в которой автор призывал не только демонтировать изуродованное изображение, но и избавиться по такому случаю от всех остальных памятников Ленину по всей стране. Русская Православная Церковь не то ведомство, чтобы думать, будто статья является частным мнением отдельного священника, но с другой стороны, статья на сайте – это ещё не официальное заявление. Так бы всё и прошло незамеченным, если бы ссылка на епархиальный форум, на котором шло вяло-одобрительное обсуждение статьи, не появилась на другом, более известном сайте. Спустя три дня архив дискуссии занимал шесть страниц, по количеству сообщений тема вышла на четвёртое место, а по скорости появления комментариев, видимо, и вовсе на первое.
Надо ещё учитывать, что часть сообщений модераторы без всякой жалости удаляли, и не столько по причине несоответствия формальным правилам, сколько из-за чрезмерного полемического задора участников дискуссии: если кто-то думал, что гражданская война закончилась, можете огорчиться – она всё ещё идёт. Недаром автор статьи, православный священник, сказал «спасибо» подрывникам, по которым вообще-то плачет статья 214 («Вандализм») Уголовного кодекса Российской Федерации, а один из участников форума подписывался фамилией Белаш – это, если кто не знает, начальник штаба Повстанческой армии Нестора Махно. Почему же тема демонтажа памятников основателю современного российского государства (Российская Федерация является правопреемницей СССР, если кто забыл), которую в России обсуждают вот уже лет двадцать, вдруг вызвала такой яростный спор – с научными аргументами и личными оскорблениями на одной странице? Косвенный ответ дала 10 апреля член Общественной палаты РФ Елена Зелинская, опубликовавшая на сайте ОП РФ заметку «Дедушка для битья».
Посетовав на страшную мешанину стилей и понятий в окружающем нас ментальном пространстве («крепкие сталинские высотки, гниющие на окраинах «хрущобы», причудливые лужковские башенки, и над всем этим – древние твердыни, золотой перст Ивана Великого»), госпожа Зелинская сделала вывод: «Нужна внятная государственная политика, программы возвращения исторических названий, окончательной ликвидации задержавшихся государственных символов Советского Союза, нужна экспертная оценка художественной ценности памятников монументальной скульптуры и мест их нахождения». До взрыва, утверждает автор, можно было ожидать, что само рассосётся со временем и решать придётся нашим детям или внукам, – теперь, дескать, откладывать не получится. Политика должна быть государственная, но основанная на общественном соглашении, сформулированном в ходе референдума или широкого социологического опроса; она может заключаться в сохранении статус-кво, тихом переносе памятников на специально отведённое место или тотальном демонтаже приговорённых изображений. Другой вариант развития событий – игры со взрывчаткой продолжатся.
Соглашаясь с госпожой Зелинской в главном – судьбу памятников нужно решать в ходе общественной дискуссии, – позволю себе усомниться в её своевременности. Дискуссия на форуме Иркутской епархии показала: ввиду отсутствия опыта и наличия непримиримых точек зрения стороны не находят точек соприкосновения, концентрируются вокруг антагонистичных полюсов, взаимная слышимость понижается до нуля, и модератор закрывает тему. Общество – не форум, всех отцензурировать и выбросить за пределы площадки нельзя. Победа сторонников сноса обернётся общим поражением страны, потому что Ленин, вопреки уже сложившемуся мнению, вовсе не беззащитный болванчик, и уж тем более не «дедушка для битья».
Оставим за скобками идейных сторонников Ленина из КПРФ и многих других коммунистических партий и организаций. Его идейные противники первыми начинают выискивать в многотомном собрании сочинений наиболее компрометирующие (как им кажется) вождя высказывания и обильно цитируют их в своём творчестве. Ленин же был политиком жестоким, прагматичным и целеустремлённым; человеком, который, действуя в условиях нехватки буквально всех ресурсов и жесточайшего цейтнота, привёл совершенно непопулярными средствами не самую популярную партию к победе, монополии на политическую власть и тотальному идейному контролю. И вот это идейное наследие нам предлагают обсуждать в эпоху экономического кризиса, когда крах капитализма не кажется шуткой, а забастовки и захват предприятий стали обыденностью во всём мире? Удивительно, как ещё МВД до сих пор не догадалось изъять из библиотек том со статьёй 1905 года «Задачи отрядов революционной армии» – по нынешним временам это чистый экстремизм. В свободном доступе, между прочим. И только то нас спасает, что Ленина редко вспоминают, а его памятники – всего лишь примелькавшаяся деталь городского пейзажа.
Иркутск был в 1990 году одним из пионеров движения за демонтаж лишних памятников – неформалы собрали четыре сотни подписей под предложением оставить в городе всего один монумент, в назидание грядущим поколениям. Тогда это было рискованно для участников, для общества же – полезно, как и любая дискуссия о ценностях. Сегодня иркутский священник предлагает снять все памятники, имя предать забвению, а наследие – поруганию, мотивируя это антиязыческими соображениями и борьбой с идолами. Тогда почему в городе остаются изображения императора, драматурга и писателя? Их образы – не идолы? Будем последовательны! Уподобимся талибам и снесём вообще все статуи; уподобимся хунвэйбинам, устроим «культурную революцию» и переименуем все улицы, площади и скверы! Будет ли от того счастье?…
Ответ на вопрос пришёл, откуда не ждали. 11 апреля Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», принятый Государственной Думой 27 марта и одобренный Советом Федерации 1 апреля 2009 года. Шестым из восьми пунктов значится: «7 ноября – День Октябрьской революции 1917 года». Высшие органы законодательной власти и высшее должностное лицо исполнительной власти единодушно признали, что далее валять ваньку с искусственно созданным Днём примирения и согласия невозможно – не прижилось. А дату, с которой начался отсчёт современной истории страны, вычеркнуть невозможно. Власть даёт сигнал: избегайте резких движений, корректируйте курс в зависимости от обстоятельств. А брать кого бы то ни было на излом – не самая умная политика.
Оставьте «дедушку» в покое. Политическая смерть должна быть естественной.