Первый прошёл
То, через что губернатору уже пришлось пройти, нельзя сравнивать с тем, что его ждёт в ближайшее время
Губернатор Иркутской области Игорь Есиповский отметил первую годовщину своего пребывания в должности главы исполнительной власти региона. Почти половину этого срока он провёл в статусе временно исполняющего обязанности, а вся вторая половина прошла под знаком мирового и российского экономического кризиса и его последствий. Почва расчищена, посев произведён – а вот урожай под вопросом.
Кризис устанавливает рамки
Сравнивать то, что было сделано командой губернатора и его предшественниками, бессмысленно. Принимая область в апреле 2008 года, Игорь Есиповский имел дело с регионом, в котором медленно, но неуклонно росло промышленное производство, резко увеличились темпы ввода жилья, снижалась безработица и смертность от травм и отравлений, повышалась рождаемость. Область благополучно прошла сложную процедуру объединения с Усть-Ордынским округом, одновременно продемон-стрировала способность как к взаимодействию власти и общества, так и к построению общественных отношений на неформальной основе.
Экономический кризис продиктовал конъюнктуру. Безработица за полгода выросла практически в два раза; счёт предприятиям, готовым объявить о разорении и выбросить персонал на улицу, идёт на десятки; поступления налога на прибыль сокращаются; инвестиционные проекты отменены или заторможены; темпы ввода жилья упали в три раза; растут долги по заработной плате. Но в целом, если судить по ежемесячному докладу министерства регионального развития, Иркутская область проходит кризис лучше, чем соседи. Это положение сравнительно благополучного «середняка» не достигнуто, а изначально заложено: область не упала так низко, как лишённые промышленности Бурятия, Хакасия и Тува, но с другой стороны – не забиралась высоко, чтобы снизить показатели так же резко, как Красноярский край или Кемеровская область.
Расслабляться, однако, не стоит. В области сокращаются производства, казавшиеся не просто стабильными – незыблемыми. Да к тому же ещё и «вечными» просто в силу специфики: ЖКХ, энергетика, сельское хозяйство. Можно понять проблемы, возникшие у экспортно ориентированных предприятий цветной металлургии, лесо- и газохимии: как только снизился спрос, так сразу же исчезла выручка. Но остальные отрасли страдают по внутренним причинам. Первая из них – долги областного бюджета. Частные предприятия не входят в списки приоритетов правительства, оно сосредоточилось на нуждах бюджетников, разделив население области на две неравные группы. Игорь Есиповский, по его заявлениям, сделал ставку на лесную отрасль и развитие туризма, даже слово «газификация», издавна популярное у исполнительной власти региона, звучит на заседаниях правительства всё реже.
Сменить набалдашники на рычагах управления
К концу «губернаторского года» стало окончательно понятно, что при подборе и расстановке кадров Игорь Есиповский руководствуется не принципом «пришлые профессионалы против местной мафии», а сугубо прагматическими соображениями качества работы на предыдущем посту. Не все назначенцы оправдали ожидания и собственную репутацию, отголоски губернаторского недовольства иногда слышны даже на открытых заседаниях правительства. Пока и министры по отдельности, и их командная работа в непростых кризисных условиях вызывают уважение. Практически все могут не только отчитаться по памяти за любой участок собственного ведомства, но и за вверенный вид налогов или район, где конкретному заместителю или министру поручено бороться с паводком, у каждого налаживаются связи с федеральными ведомствами. Губернатор безошибочно точно выбрал первого заместителя: в работе Сергея Сокола чувствуется и готовность выполнить волю руководителя, и стремление освободить его от избыточных деталей. Хотя Игорь Есиповский неоднократно демонстрировал, что он и детали знает не хуже любого коренного жителя области.
Видимо, благодаря этой схеме распределения объёма работы губернатору удаётся более качественно представлять область на федеральном уровне. За минувший год в Иркутске на мероприятиях Байкальского экономического форума, на заседании Государственного совета и с персональными деловыми визитами побывали практически все члены правительства, председатель Государственной Думы Борис Грызлов, спикер Совета Федерации Сергей Миронов и впервые за свой срок президент России Дмитрий Медведев. Это лучшая иллюстрация того внимания, которое федеральный центр уделяет региону; и в том, что объём этого внимания существенно вырос, прямая заслуга губернатора. Конечно, визит высокого руководства – это не то же самое, что прямые инвестиции, но кто знает, чего удастся добиться министрам Есиповского? Строительная отрасль, например, включена в такое количество программ, что есть шанс сохранить значительную часть объёмов ввода жилья за счёт одних только федеральных средств.
На региональном уровне система управления настраивается сложнее. Попытки оказать воздействие на муниципальные образования сталкиваются не только с присущими муниципалитетам проблемами кадрового голода, отсутствия финансов и обратной связи, но и с откровенным сопротивлением многих мэров. Октябрьские выборы 2009 года позволят решить часть этой проблемы, а до тех пор остаётся только воздействовать на ситуацию через бюджетные трансферты и субсидии, манипулируя которыми областной центр может поощрить или наказать. О готовности применить этот «последний довод губернатора» неоднократно говорил заместитель председателя правительства Александр Ведерников.
Увы, задача сокращения численности областных чиновников выглядит не очень реальной ещё на старте. Да, областных чиновников в пересчёте на душу населения у нас в два раза больше, но нужно понимать, что работают они и за себя, и отчасти за того парня в муниципалитете, который – может быть, не по злой воле – не видит способа наполнить муниципальный бюджет. Кроме того, областные чиновники – единственная реальная сила, которой располагает губернатор, своеобразная «преторианская гвардия», специалисты самого широкого профиля, пригодные для решения как финансовых, так и административных и политических задач. Распределение министров и заместителей по районам и отраслям, создание Службы финансового контроля – события одного ряда, апофеозом же этой политики станет установление прямого контроля губернатора над всеми отраслями экономики и территориями. Судя по прошедшему году, у Игоря Есиповского просто нет другого выхода: вести диалог в таких условиях никто не успевает, общая ситуация меняется быстро и в худшую сторону. Недаром на одном из заседаний правительства речь шла о более активном проникновении в вертикально интегрированные структуры: пока через рабочие группы по повышению доходности бюджета, а дальше – кто знает? Если государство, оказывая финансовую помощь, вводит своих представителей в советы директоров крупнейших частных компаний, то почему бы не распространить эту практику и на регионы?
Скоро грянет буря?
Глядя на составленную министерством финансов области диаграмму, иллюстрирующую перспективы сбора налогов, предельно ясно понимаешь: отныне главная ценность региона – его жители. Налог на доходы физических лиц и в прошлом году занимал первое место по значению и составлял 39 процентов доходов областной казны; в 2009 году, после сокращения сбора налога на прибыль предприятий в четыре раза, значение НДФЛ возрастает ещё больше. Да, правительство принимает меры: 17 предприятий получат помощь из федерального бюджета как градо- и системообразующие, обладающие уникальными технологиями и так далее. Да, с предприятиями, входящими в вертикально интегрированные структуры, работают лучшие специалисты, но вероятность повысить налоговую отдачу зависит от внешних факторов, в то время как собираемый с населения транспортный налог – только от качества администрирования и степени убедительности ответственного чиновника. Именно поэтому правительство должно быть как никогда аккуратным и даже нежным с населением области, особенно же с непосредственно зависимыми от правительства бюджетниками.
В середине марта Игорь Есиповский заявил: «Минфин РФ действительно рекомендовал сократить расходы на 25 процентов, но это вовсе не значит, что ровно четверть нужно снимать со всего подряд. Есть позиции, которые должны оставаться стабильными, даже если у нас бюджет уйдёт в минус. Заработная плата бюджетников находится в этой неприкосновенной части. Зарплата бюджетников не будет урезаться ни на 25, ни на 15, ни на 10 процентов – ни на сколько!». Пока области удаётся исполнять свои обязательства в полном объёме, но если прогноз снижения доходов бюджета сбудется, губернатору трудно будет сдержать слово.
В этих обстоятельствах очевидна приоритетная задача губернатора и его команды – не допустить на территории ни одного социального взрыва. И здесь есть разделение на приоритет номер один и всё остальное: все силы правительства брошены на Байкальск. Счёт совещаниям и поездкам министров в отдельно взятый населённый пункт идёт на десятки, так что теперь судьба города и его жителей вызывает не такую острую тревогу, как полгода назад, когда стало ясно, что целлюлозно-бумажный комбинат вряд ли будет запущен вновь. Готовность предприятий Иркутска, Ангарска и Шелехова принять на работу бывших работников БЦБК вызывает удивление: а что же раньше-то набирали главным образом гастарбайтеров? Правительство же должно ковать железо, пока горячо, глядишь – под шумок удастся совсем закрыть квоту на приглашение иностранных специалистов и пристроить к делу как можно больше безработных.
Тем временем естественным образом ослаб контроль за всеми остальными территориями, а там есть на что посмотреть. Особое негодование вызывает «несправедливое» распределение налогов. Может ли быть иначе, если местному бюджету достаётся 10 – 15 процентов от собранного на его территории? Мэры могли бы смириться с ситуацией, но областное правительство не тратит время на дипломатию. Вместо этого их периодически жёстко критикуют на заседаниях правительства и обещают вовсе отлучить от управления территориями, введя внешнее финансовое управление. Ассоциация муниципальных образований пошла уже на крайнюю меру, публично, на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания предложив провести защиту муниципальных бюджетов с участием чиновников, депутатов и СМИ.
Проблема выживания
Пока область из-за её пределов выглядит так, будто политическая и социальная стабильность станет основной характеристикой эпохи Игоря Есиповского. Парламент по большей части лоялен, мэры поглощены муниципальными проблемами, митингов и других акций протеста не наблюдается даже в традиционно бурлящем областном центре. Покой мог бы быть нарушен, если бы не отменённое постановление губернатора о размере платы за аренду земельных участков и отозванный законопроект об отмене ежемесячной выплаты многодетным семьям. Первый документ вызвал бурные протесты населения в Ангарске, второй мог всколыхнуть всю область и стать первым пятном на безупречном пока имидже губернатора. Однако говорить о том, что за прошедший год этот имидж приобрёл новую силу, не приходится.
До сих пор губернатор и его правительство следовали за событиями, а не направляли их. Преодоление отметки «один год» в губернаторской жизни Игоря Есиповского можно, конечно, назвать сугубо символическим моментом – в конце концов, у губернатора всего один «избиратель» и никто в области не может потребовать у него отчёта о проделанной работе. С другой стороны, существуют общественные ожидания, что будет продемонстрировано что-то более материальное, чем заявления о количестве инвестиционных проектов «в работе у областного правительства». Тем более что большинство из них (газификация и тот же Северный индустриальный пояс) остались в наследство от предшественников и не учитывают кризисных условий. В первую очередь – тотальное отсутствие доступных финансовых ресурсов как у федерального правительства, так и у потенциальных инвесторов и их потенциальных кредиторов.
Запущенный 31 марта «в тестовом режиме» сайт для обсуждения «Стратегии развития» области – шаг в сторону демократизации и гласности. Но за полмесяца работы никто не откликнулся на приглашение участвовать в обсуждении. Ответ, вероятно, заключается в том, что более актуальной является проблема выживания, а не устремлённая в будущее мечта.
Весь следующий год губернатору придётся изобретать нестандартные ходы и очень убедительно говорить. Ему предстоит косвенно, через систему «приводных ремней», управлять такими сложными элементами региональной жизни, как муниципалитеты, малый бизнес, политические партии, средства массовой информации и общественные организации. Жизнь требует, чтобы из президентского назначенца, отправленного в далёкий малознакомый регион, Игорь Есиповский превратился в признанного регионального лидера, способного управлять ситуацией в условиях, которые долго не станут комфортными.