издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прелесть «Заколдованного леса»

В середине весны снег в Братске ещё не таял и был чист, как детские души, с любопытством воспринимавшие спектакли театров кукол Сибири, которые вместе собрались на IV межрегиональный фестиваль, посвящённый 40-летию Братского театра кукол «Тирлямы».

Надо заметить, обещание принять кукольников Сибирского региона было дано мэром города Сергеем Серебренниковым ровно год назад, когда мир и не подозревал, что впереди его ждёт кризис. Он пришёл как цунами, со всей мощью разрушительной силы, но обещанное слово оказалось нерушимым. Братск принимал гостей организованно, с душевным теплом и радушием, каким славится город одной из самых мощных ГЭС планеты, крупнейших алюминиевых и деревообрабатывающих заводов.

Театральные площадки для гостей были открыты, спектакли  давали в театре кукол «Тирлямы», расположенном в престижном здании театрально-концертного комплекса «Братск-арт», зданиях драматического театра и Дворца искусств «Энергетик». Каждый театр имел возможность показать по два спектакля одного названия – для участников фестиваля и маленьких зрителей Братска. Впрочем, Красноярский театр кукол привёз спектакль «Пиковая дама», поставленный по инсценированной повести Александра Сергеевича Пушкина, который смотрела взрослая аудитория.

Фестиваль кукольников Сибири основан на конкурсной основе. Жюри выбирает во время просмотров  лучшие работы режиссёров, художников, мужские и женские роли первого и второго плана, а также музыкальное оформление спектаклей. Несмотря на жёсткость условий игры, соревновательного азарта не было: актёры, режиссёры, директора театров давно между собой дружат, всегда рады встрече и бывают приветливы друг с другом так, будто, преодолевая расстояния между городами, живут одной большой и дружной семьёй. Чего стоили поздравления в честь 40-летнего юбилея театра «Тирлямы»!

Актёры пели для него, разыгрывали капустники, придумывали спичи, полные веселья и душевной теплоты. Но этот праздник состоялся в конце фестиваля, а начинал его спектакль братчан «Серебряное копытце», поставленный по сказу Бажова режиссёром Юрием Уткиным. Принимающий гостей театр имел право быть первым в фестивальном просмотре, который продолжили ещё десять театров из Омска, Барнаула, Кемерова, Иркутска, Железногорска, Улан-Удэ и других сибирских городов. Приглашены на фестиваль были и студенты третьего курса отделения «актёр театра кукол» Иркутского театрального училища, которые показали спектакль «Петрушкина комедь», повторяющий народные истоки кукольных представлений прошлого.

Коллективы в спектаклях «Сказочки на лавочке», «Заколдованный лес», «Кот в сапогах», «Девочка Звёздочка» и других демонстрировали высокое искусство кукловождения, причём в его разных проявлениях, выступали в «живом плане», продолжая своей игрой образы  кукольных героев. Спектакли были интересны детям, в сказках тексты часто подразумевали подтекст, рассчитанный на взрослых зрителей.

В выборе жанров театры почти не повторялись. Железногорский театр из Красноярского края играл свои «Сказки на лавочке» в стилистике народной комедии, иркутский «Аистёнок» попробовал из «Кота в сапогах» сделать мюзикл, томские «Скоморохи» увидели в сюжете сказки Чуковского «Муха-Цокотуха» элементы цирка, Кемеровский театр имени А. Гайдара «Заколдованный лес» поставил спектакль по сказам сибирских казаков, собранным Геннадием Дыриным. Были и спектакли-назидания, как, например, «Кариус и Бактус» омского театра «Арлекин», повествующий о том, что бывает, если ребятишки не чистят зубы.

Бытует мнение, что маленькие дети – зрители театров кукол – народ непритязательный: покажи им  простенькую сказку про репку, и они останутся довольны. Нет, современные дети изменились, даже в четырёхлетнем возрасте им подавай спектакли, в которых должны быть чудесные превращения, настоящее волшебство и куклы, неповторимые в своей выразительности. Сказки остаются прежними, но содержание их стилизуется, выправляется текстом, доступным пониманию современного ребёнка.

В этих осовремененных сказках есть свои плюсы и минусы. Простота изложения бывает чудесной, но упрощение языка, внесение в него элементов сленга  уводит далеко от чёткой, грамотно поставленной родной речи. Дети в театре учатся не только отличать добро от зла, на противопоставлении которых строится сюжет спектакля, они учатся и правильно говорить, вслушиваясь в  построение фраз, которые должны составляться из ясно произнесённых слов.

О драматургии, её выразительности много говорилось на конференции, которая состоялась в рамках фестиваля. Содержание её было не комплиментарным, положительные стороны оставались  за рамками разговора – театры и сами знают свои сильные стороны. Интересно было выявить тенденции профессиональных недочётов, той эклектичности, которая  мешала стилистическому единству многих спектаклей.

Собственно, проблемы театров кукол относятся  к современному театральному искусству в целом. Синтетические спектакли, к постановкам которых стремятся многие, выразить на сцене непросто, необходима долгая и тщательная подготовка. Музыка, пение, танцы, вплетённые в драматургический материал, должны звучать в гармонии общего единства. Как правило, провинциальному театру, особенно театру кукол, долго работать над спектаклями не хватает времени. За постановкой одного спектакля следует другая, за одной ролью актёра начинаются репетиции новой, и, случается,  они бывают  похожи как две капли воды.

Театры кукол, не забывая о своих маленьких зрителях – детях, хотели бы выражать себя усложнённым сценическим языком. Актёрам необходимо проявляться в синтезе игры разных постановочных форм. Что хорошо актёру, то и театру должно быть хорошо, вот только увлекаться необязательно, актёрское мастерство  выражается через куклу, которая, как известно, умеет делать многое.

Обозначение творческих проблем, понимание необходимости их решения – одна из многих  причин, по которым кукольники Сибири проводят свои фестивали. Они кочуют по разным городам, устраивая яркие, незабываемые праздники для маленьких зрителей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры