издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гастрономическая инфляция

  • Автор: Елена ДАВЫДОВА

Рост цен на основные продукты питания в начале года сказался на уровне потребительской уверенности покупателей и поведении ритейлеров. Первые стараются сэкономить, вторые отдают приоритет не премиальным, а более демократичным по цене маркам. За первые месяцы года в Иркутске из 25 основных продуктов подорожали 16. В марте потребительские цены подросли почти на 2%, а с марта 2008-го годовой рост составил почти 15%. Аналитики не исключают, что по итогам года уровень потребительской инфляции достигнет 20%. Сильнее всего будут дорожать непродовольственные товары длительного пользования, где наиболее высока доля импорта, и продукты питания.

[width=»40%»]
Из 25 основных продуктов, мониторинг цен на которые ведёт Иркутскстат, по сравнению с декабрём в феврале в Иркутске подорожали 16. Подешевевших продуктов значительно меньше.

В марте потребительские цены в регионе росли в рамках общероссийских тенденций. По сообщению Росстата, инфляция в России в марте составила 1,3%, с начала года – 5,4%. В феврале потребительские цены выросли на 1,7%. В Иркутской области индекс потребительских цен на товары в марте увеличился на 1,7% по сравнению с февралём. По сравнению с началом года рост составил 5%, по сравнению с мартом 2008 года – 14,9%.

Сильнее всего, по сведениям Иркутскстата, подорожали «продукты без учёта алкогольных напитков». За год – с марта 2008 года по март 2009-го – рост составил 18,1%. В марте цены подросли на 1,6%, с начала года – на 5,2%. Цены на алкогольные напитки, напротив, не демонстрировали стремительного роста. За год они увеличились на 12,2%, с начала года – на 2,5%. Незначительным был рост цен в марте – всего 0,6%.

Из 25 основных продуктов, мониторинг цен на которые ведёт Иркутскстат, по сравнению с декабрём в феврале в Иркутске подорожали 16. Значительно выросли цены на мясо кур (с 96,97 рубля до 105,7 рубля), варёную колбасу первого сорта (подорожала на 13,7 рубля – до 195,14). Сахар стал дороже на пять рублей (29,63 рубля в феврале), вместе с ним менее доступными стали яблоки (рост – 7 рублей за два месяца) и морковь (8 рублей). Незначительно, но всё же в сторону увеличения изменились цены на творог, хлеб, вермишель. Подешевевших продуктов значительно меньше: почти на шесть рублей меньше стоит сметана, на пять – полукопчёная колбаса, на два – молоко, на полтора – подсолнечное масло.

В условиях роста цен Росстат обнародовал информацию о снижении индекса потребительской уверенности, отражающего совокупные потребительские доходы населения. Падение в 35% эксперты назвали рекордным, а в Росстате подчеркнули, что индекс соответствуют уровню 1999 года. О том, что потребители не очень уверены в завтрашнем дне, говорят и ритейлеры. Покупатели начинают экономить и отдают предпочтение товарам более низкой ценовой категории, отметил директор торговой сети «Слата» Роман Селезнёв. По его словам, на первый план выходит справедливая стоимость, и многие игроки уже уловили эту тенденцию, меняя ассортиментную политику: от премиальных марок приоритет смещается в сторону более демократичных, будь то молоко, каши или хлеб.

Эксперты ожидают, что уровень потребительской инфляции по итогам 2009 года будет довольно высоким – в пределах 20%. «Такой показатель в значительной степени станет результатом ослабления курса рубля и роста стоимости импорта, который занимает существенную долю в структуре розничной торговли», – отметил стратег ИК «ФИНАМ» Владимир Сергиевский. При этом в целом уровень инфляции по итогам 2009 года впишется в данный ранее Министерством экономики и развития РФ прогноз 13–15%, считают в «ФИНАМе». Совпадают и ожидания аналитиков с анонсированным  министерством падением реальных доходов население более чем на 8%. «Наш прогноз – 8–10%», – отметил Владимир Сергиевский.

По его мнению, в первую очередь в нынешнем году будут дорожать непродовольственные потребительские товары длительного пользования, где наиболее высока доля импорта, а также продукты питания: мясо и птица, рыба, молочные продукты, плодоовощная продукция, алкоголь. При этом ситуация в российских регионах будет варьироваться в зависимости от разных факторов. Прежде всего речь идёт о развитии ситуации в реальных секторах экономики регионов. «Однако, вероятнее всего, текущие пропорции уровней экономического развития регионов и уровня жизни населения в целом останутся прежними», – считает эксперт.

Сводный индекс потребительских цен Иркутской области в марте 2009 года

К февралю 2009 года К декабрю 2008 года К марту 2008 года
Все товары и платные услуги 101,5% 105% 114,9%
Все товары 101,7% 104% 114,2%
Продовольственные товары (включая алкогольные напитки) 101,4% 104,7% 117%
Продовольственные товары без алкогольных напитков 101,6% 105,2% 118,1%
Алкогольные напитки 100,6% 102,5% 112,2%
Непродовольственные товары 101,8% 103,5% 112%
Платные услуги 100,8% 108,7% 118%
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры