Точка расчёта
В результате административной реформы количество чиновников должно сократиться на четверть
Комиссия по проведению административной реформы, созданная несколько месяцев назад, до 1 июня должна предложить оптимальную структуру правительства Иркутской области. От реформы ожидают сокращения численности чиновников, которых в Иркутской области на тысячу человек населения в два раза больше, чем в соседних регионах Сибирского федерального округа. Прямым следствием такой меры должно стать сокращение расходов на содержание аппарата органов исполнительной власти. Но это не единственная цель административной реформы. По выражению заместителя председателя правительства Александра Ведерникова, её цель – «повышение качества государственных и муниципальных услуг населению за меньшие деньги».
«Вопрос важнейший, – охарактеризовал проблему первый заместитель председателя правительства области Сергей Сокол. – Приступим». Александр Ведерников, выступавший в роли основного докладчика на заседании правительства, приступил издалека. Он заявил, что для начала нужно точно понять, какие именно «утяжеления» и «отягощения» тянут вместе с государственным долгом наш бюджет в долговую яму. По ходу доклада «утяжеления» вырисовывались всё более отчётливо, причём их вес рос прямо на глазах. Надо думать, после этого все сотрудники областной администрации поняли, что «необходимость административной реформы назрела». Особенно после напутственных слов Сергея Сокола, которые он произнёс, завершая открытую часть заседания правительства.
С 2006 года рост ассигнований на бюджетную сеть субъекта составил 63%. В большой степени он обусловлен тем, что за анализируемый период четыре раза была проведена индексация зарплат бюджетникам. Численность бюджетной сети увеличилась всего на 6%. Это едва ли не единственный показатель, который не стыдно сравнивать с позициями соседних регионов. «Хотелось бы отметить, что зарплаты повышались, а стандарты качества предоставляемых услуг не мониторились, – добавил Александр Ведерников. – В рамках реформы нам нужно увязать три критерия: качество, численность и зарплату».
На уровне местного самоуправления численность занятых выросла на 31%, бюджетные ассигнования – на 267%. Увеличение средств на «содержание» связано как с индексацией, так и с увеличением численности штатов. Александр Ведерников сделал ремарку: «Реформа органов местного самоуправления не учитывала экономические возможности территорий, которые не в состоянии содержать органы местного самоуправления. В результате сформированная система не имеет достаточных средств на содержание и исполнение своих полномочий». Система местного самоуправления изначально «не была заточена» на получение собственных доходов, которые легли бы в основу исполнения своих обязательств. Например, 475 муниципальных образований исполняют 75% объёма своих полномочий. Несколько поселений в Усольском районе исполняют всего 4% полномочий. В общем и целом органы местного самоуправления выросли с 9 до 15 тысяч человек, то есть на 30%.
Но это просто ерунда по сравнению с тем ростом, который показали непосредственно органы исполнительной власти Иркутской области. Численность занятых здесь с 2005 года выросла в 2,5 раза, рост ассигнований на содержание – в 4,4 раза. «Пытаясь ответить на вопрос, почему же так выросли ассигнования, мы пришли к выводу, что при разделении полномочий на федеральные, областные и местные областная власть принимала свои полномочия, формируя новые органы. Это был самый лёгкий путь», – констатировал Александр Ведерников.
Лёгкий путь не всегда самый верный. По сравнению с соседними регионами, такими как Новосибирск и Красноярск, у нас численность чиновников на тысячу человек населения в два раза выше. Только за 2008 год их количество выросло с 3,8 тыс. до 6 тысяч человек.
Теперь нужно сократить избыточное количество чиновников примерно на 20-30%, исключить дублирующие функции, оптимизировать расходы. Предполагается даже внедрить аутсорсинг, передать часть негосударственных полномочий в коммерческий сектор. Все перечисленные меры помогут оптимизировать структуру и численность. «Численность – это не только бюджетное содержание, это ещё и помещения, которые мы отапливаем, ремонтируем и содержим за госсчёт, вместо того чтобы сдать их и получать прибыль», – пошёл вглубь Александр Ведерников.
Выяснилось, что не все чиновники относятся к реформе с должным пиететом и тянут с предоставлением требуемых бумаг. Это обстоятельство чрезвычайно возмутило Сергея Сокола. Он даже пригрозил коллегам, что «отсутствие понимания важности задачи в условиях кризиса будет приравниваться к государственной измене», и пообещал, что «организационную проблему мы решим вместе с вами. Если кому-то будет больно – не обессудьте».