Дом высоких чувств и дум
Таким, в идеале, и должен быть, наверно, театр. Но подняться на этот уровень без мощной поддержки государства ему вряд ли дано. Между тем в концепции развития России до 2020 года сфера культуры как таковая, в отличие от здравоохранения и образования, отсутствует. И закостеневший с незапамятных времён остаточный принцип её финансирования теперь, в пору нынешнего кризиса, прогнозируемого на неопределённо долгий срок, видимо, примет характер «остатка от остатка». Как противостоять такой тенденции и сохранить театры – об этом шла речь на Сибирском театральном форуме.
Тревогу забил Союз театральных деятелей России во главе с его председателем, народным артистом Александром Калягиным. Первый, Дальневосточный, форум состоялся в Хабаровске ещё прошлой осенью. Второй, Уральский, прошёл в начале текущего года в Екатеринбурге. Третий по счёту – в Новосибирске как столице Сибирского федерального округа. А всего подобных форумов будет семь – по числу округов в стране.
Сейчас, когда зазвенькали на разные лады птичьи трели за окном, с улыбкой вспоминаются ударившие в те дни морозы под 40 градусов и высокие сугробы на тротуарах, сквозь которые гуськом пробирались, кутаясь от ледяного ветра, делегированные на форум иркутяне – посланцы театра юного зрителя имени А. Вампилова и областного театра кукол «Аистёнок». Зато прямо в вестибюле «Красного факела» – отремонтированного с иголочки знаменитого театра – все гости попадали в карусель горячих приветствий, объятий и прочих знаков дружелюбия своих коллег. Атмосфера бурлящего многолюдья с негаснущими на лицах улыбками, подогреваемая ароматами чёрного кофе, создавала ощущение праздника – вопреки буйству морозов и цен.
Доклад председателя СТД России быстро вернул всех из разгорячённого встречами состояния к рабочей, так сказать, температуре. В зале заняты все кресла, что немудрено: из 79 театров СФО прибыли, по определению Калягина, «лучшие умы для решения назревших проблем» минимум семи десятков театров. Цифра кажется внушительной, но при сопоставлении с огромностью территории Сибирского федерального округа, объединяющего Красноярский и Забайкальский края, пять крупных областей и три автономных республики, количество существующих театров оказывается недостаточным. Особенно с учётом наблюдения, что в городе, где есть театр, люди совсем по-иному говорят и ощущают себя. И на этом фоне с очевидностью проявляется самое «слабое звено». Речь о театрах для детей и подростков. Их мало даже по числу – всего 19, при этом дюжина в их составе – театры кукол. Вот и прикиньте, сколько поколений подрастающей смены остаётся вне благотворного влияния Мельпомены.
К симптомам катастрофы отнёс Калягин низкую зарплату и сокращение постановочных расходов. Тут уместно отметить, что нигде в Сибир-ском регионе не посягнули на фонд зарплаты при секвестировании других статей театрального бюджета. В Приангарье артистам на сей счёт не повезло. Между тем они и до «урезания» не были избалованы высокой оплатой труда. Для наглядности: в Новосибирском молодёжном театре «Глобус» средняя зарплата артиста 27 тыс. руб. – в два с половиной раза выше, чем, к примеру, у вампиловцев.
– Правительство ставит задачу стимулировать развитие рынка услуг в сфере культуры. Меня это бесит! Театр – это не парикмахерская, не баня, не ресторан. Театр создаёт художественные произведения. Он относится не к сфере обслуживания, он формирует культуру общества, которая, по определению Дмитрия Лихачёва, суть главный смысл и главная ценность существования отдельных народов и государств.
Это фрагмент выступления руководителя СТД, вполне передающий экспрессию и темперамент обсуждения социально-экономических проблем, накопившихся за последние годы.
С яркими речами выступили министр культуры Александр Авдеев и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, поддержавшие идею отмены конкурсов и тендеров по закону 94-ФЗ, игнорирующему театральную специфику, и сформулировавшие программу финансовой поддержки театральных начинаний на докризисном уровне.
– Нельзя решить ни одной проблемы без изменения духовно-нравственной атмосферы. Это не только задача культуры, но и её определяющая роль, – сказал новосибирский губернатор. – Благоприятная культурная среда для новых технологий и развития экономики необходима. Иначе не сдвинуться. Мы с 1 декабря прошлого года увеличили на 20% фонд оплаты труда в сфере культуры. Экономить на постановках нельзя, иначе последует стагнация творческого процесса, деградация. Важно, чтобы именно в период кризиса театр давал позитивный настрой, укреплял дух человека.
Пять дней сибирский форум работал в плотном режиме, и велик был соблазн присутствовать на всех его семинарах и мастер-классах, поскольку команду специалистов из Москвы составляли самые авторитетные в своём деле люди. Увы, это просто физически было не охватить: обменивались опытом члены Гильдии театральных режиссёров, учились мастерству молодые актёры театров кукол, драматических и музыкальных, художники, хореографы, завпосты, гримёры-постижёры, критики и завлиты и так далее, вплоть до концертмейстеров. Вечером прямо с занятий, перехватив бутерброд и чашечку кофе, бежали на спектакли.
Своеобразный «мозговой штурм» в условиях отсутствия у большинства учреждений культуры «подушки безопасности» придал театральному форуму масштаб события. Для участников – импульс к творчеству, для инициаторов – материал для итоговой аналитической записки и предложений правительству. А всем вместе форум напомнил истину о том, что «более драгоценного и бескорыстного продукта, чем культура, на земле нет».