Уставные замечания
Главный правовой документ области внесён на мартовскую сессию
Проект Устава Иркутской области рекомендован к принятию на сессии Законодательного Собрания в первом чтении. Такое решение было принято вчера на комитете ЗС по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении. Интересно, что депутаты и чиновники областной администрации так и не сумели договориться по одному из спорных вопросов – тема о том, кто будет выдвигать кандидатуры на должность председателя Контрольно-счётной палаты (КСП) Иркутской области, оставлена на второе чтение.
Принять проект Устава в первом чтении рекомендовали специалисты Института регионального законодательства и правовой информации. Несмотря на то что работа над главным правовым документом продолжалась более года, прошло более 30 заседаний рабочей группы авторов-юристов, в течение 2,5 месяца проект обсуждался на рабочей группе двух ветвей власти, спорные вопросы в нём так и остались.
На прошлой неделе вице-спикер ЗС Геннадий Истомин выступил с заявлением, что администрация области и парламент пришли к единой точке зрения по согласованию ЗС первых замов председателя правительства. Тогда же было заявлено, что принято принципиальное решение сохранить за Контрольно-счётной палатой региона статус подчинённой структуры парламента. Однако на вчерашнем заседании комитета по госстроительству выяснилось: во внесённом проекте Устава оставлена норма о том, что кандидатура на пост председателя КСП утверждается парламентом, однако список претендентов вносит губернатор. Как пояснил глава комитета по госстроительству Борис Алексеев, «обсуждение вопроса продолжится во втором чтении».
Специалисты правового управления Заксобрания высказали общее мнение депутатов: «Поскольку основная функция КСП – это контроль за исполнением областного бюджета, то лицо, непосредственно участвующее в формировании главного финансового документа региона, не может единолично определять кандидатуры председателя КСП». Пока юристы полагают, что норму о порядке утверждения председателя палаты нужно вообще исключить из Устава и прописать в законе о КСП.
Правоведы озвучили ещё ряд замечаний к внесённому проекту. В Уставе пока нет нормы о сроках формирования высшего исполнительного органа власти. Нет чёткого порядка, регламентирующего временное исполнение обязанностей губернатора. Как заявил Борис Алексеев, возможно, ко второму или третьему чтению Устава в нём появится новая норма – о представлении кандидата на пост губернатора партией, являющейся победителем выборов. Это будет зависеть от того, насколько быстро Госдума примет соответствующие изменения в федеральном законодательстве.