издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Что такое конкурс? Это дружба!»

  • Автор: Александра ПОБЛИНКОВА, студентка ИГУ

Так утверждают в своём задорном гимне участники 8-го областного конкурса «Ученик года». Удивительно, правда? 38 школьников, победителей городских и районных конкурсов «Ученик года», встретились в детском оздоровительном центре под Ангарском, чтобы выяснить, кто же из них лучший в области, – и в результате стали друзьями. Эта метаморфоза произошла с ними всего за каких-то три дня. Три необыкновенных, суматошных, наполненных яркими впечатлениями и событиями дня...

Мы научим вас жить

Мне довелось побывать на конкурсе в третий, заключительный его день. Кульминационный – ведь на старт вышла десятка финалистов. Их имена объявили утром по итогам предыдущих конкурсных этапов. И с этой минуты остальные 28 участников превратились в зрителей и болельщиков. Это обидно, досадно? Может быть, несправедливо? «Нет, никакой досады от того, что не попала в финальную десятку, я не чувствую, – отвечает на мой прямой вопрос Галя Алдарова из пос. Усть-Ордынский Эхирит-Булагатского района. – В финал вышли действительно самые достойные – судейство было очень объективным. Нескольких финалистов я даже угадала. Если у меня и есть досада, то только на себя: могла бы выступить лучше. Хотя здесь это трудно: все ребята – суперталантливые».

А между тем финальная десятка тут же принялась учить всех остальных жить. Нет, не то чтобы учить – делиться опытом. Дело в том, что в следующем конкурсном этапе «Мастер-класс» каждый должен был рассказать о каком-то своём увлечении или полезном умении, которое может и другим пригодиться.

Например, Эдуард Рафиков из Усть-Илимска, активный участник школьного лесничества, просветил ребят, как правильно сажать сосны. «Надеюсь, что в будущем вы посадите своё дерево, – сказал он в заключение. – Желательно сосну. Ведь она – настоящее богатство нашей природы».

А Дарья Мартьянова из Иркутска учила ребят искусству общения. «Все мы контактируем на протяжении жизни – от песочницы до конкурса «Ученик года». Для большего комфорта в общении я хочу предложить вам несколько игр», – такими словами предварила она своё выступление. А дальше начались игры. С энтузиазмом и выдумкой ребята принялись изображать, как, например, отец прощается с дочерью, уходя на родительское собрание. Или как Рыцарь расстаётся с Прекрасной Дамой…

Всё это выглядело легко, празднично, весело, но сколько же за этим труда и волнений! Комендант лагеря Алексей рассказал мне, что ребята всю ночь придумывали выступления и очень шумно репетировали. Мне сразу вспомнились мои школьные годы – с новыми друзьями всегда так весело, что спать совсем не хочется.

От идеи – к делу

А в предыдущие два дня всей своей весёлой компанией в 38 человек ребята поднимались по ступенькам конкурса. Каждый этап был с сюрпризом. «Самопрезентация»: попробуй рассказать о себе, расхваливая не столько себя, сколько товарищей по команде. «Эрудиция»: перед лицом покорившего всех широтой кругозора Сергея Фёдоровича Шмидта, преподавателя ИГУ, сумей быстро и точно найти ответы на его каверзные вопросы. Но самым сложным, по единодушному мнению ребят, был этап «Социальное партнёрство».

Суть его в том, что четыре команды, на которые разделили участников конкурса, должны были не только предложить некий проект благородного дела, но и суметь убедить разнообразные влиятельные инстанции в том, что они просто обязаны поддержать их доброе начинание. «Наша группа разработала проект «Золотая капля» по привлечению людей к сдаче донор-ской крови, – говорит Галя Алдарова. – Это ведь очень актуально. Но как сложно оказалось продвигать идею! Непонятно было, как вести себя в разных инстанциях, что говорить, как убеждать. В общем, мы попали в совершенно взрослые отношения…».

Кроме «Золотой капли» были предложены также два проекта по поддержке детей-сирот и один по предотвращению агрессии в молодёжной среде. А теперь представьте: чтобы идея не осталась просто идеей, ребятам надо найти подход: 1) к властным структурам; 2) к бизнесменам; 3) к различным СМИ. Надо суметь сделать их своими союзниками, спонсорами. Та ещё задачка!

Роль представителей «непробиваемых» инстанций исполняли сами организаторы конкурса. «Вот приходит ко мне, к примеру, группа с идеей поддержки сирот, – рассказывает Василий Тетерин, член оргкомитета (кстати, сам в не столь уж далёком прошлом участник и призёр конкурса «Ученик года»). – А я изображаю из себя директора асфальтобетонного завода: «Вы хотите, чтобы я стал спонсором вашей идеи? Но знаете, сколько просителей ко мне обращается? Предложите что-то, что меня заинтересовало бы!» И вот у членов команды включается фантазия, практическая смётка. В общем, ребята реально учатся взаимодействию с другими людьми, постигают основы делового этикета, и всё это им в жизни очень пригодится».  

Пиар? Это мы можем!

Кульминационным событием дня стала пиар-акция, которую проводила журналист Иркутского радио Татьяна Николаевна Тихонова. Финалистам дали задание за полтора часа придумать яркую презентацию какого-нибудь интересного проекта своей школы.

Началась пиар-акция шумно: Ксения Могилёва из Шелехова рассказывала про школьную ярмарку. «Налетай народ, пока ярмарка идёт!» – её группа поддержки устроила самый настоящий базар: «Что такое пятьдесят рублей для такой прекрасной шляпки?! Красавица, я сделаю вам скидку!» или «Ах, у вас есть Блок?» – «Конечно! Куда же мы без Блока…». Кстати, на такой ярмарке школьные умельцы продают, кроме прочего, всяческие творения своих рук, а на вырученные деньги проводится бес-платная для всех дискотека.

Как только не изощрялись ребята – здесь были и театрализованные сценки, и компьютерные презентации. Андрей Путинцев из Саянска рассказал о детском телевидении в своём городе (оно делается детьми и для детей): «У нас есть несколько разных рубрик, каждый ведущий снимает сюжеты о самых интересных для него темах. Вот я, например, веду рубрику о спорте и компьютерных играх». Александр Знаменщиков из Мамско-Чуйского района приготовил презентацию школьного клуба «Свеча», в котором ребята обсуждают самые значимые темы.

Мне очень понравилось выступление Айгуль Мамаджановой из Бохан-ского района. Она рассказала о проекте «Забота», который реализуется в её школе. «Вы всматривались когда-нибудь в глаза одиноких пожилых людей? Всю жизнь они трудились, чтобы сделать наше будущее как можно лучше, а теперь оказались за бортом…». Школьники взяли на себя заботу о пожилых людях, стараются, чтобы им не было одиноко, помогают в решении бытовых проблем.

38 ярких и громких

Надо вам сказать, главная интрига конкурса состояла в том, что до самого последнего момента его участники понятия не имели, кто сколько баллов заработал и у кого какое место. Демонстрируй все свои таланты,  набирайся опыта, веселись, общайся – и не грузись лишней информацией.

И только на закрытии конкурса министр образования Иркутской области Наталья Петровна Малявкина, вскрыв конверт с именем победителя, торжественно объявила: обладателем звания «Ученик-2009» стал 11-классник из посёлка Луговский Мамско-Чуйского района Александр Знаменщиков. Но к этому моменту участники конкурса уже все передружились, записные книжки каждого распухли от новых адресов и телефонов и поэтому аплодировали Саше так же искренне, как, наверное, аплодировали бы любому другому. Потому что, приглядевшись за эти дни друг к другу, они поняли: по большому счёту, каждый из них этого звания достоин. Да и всё то, что они получили на конкурсе, гораздо важнее и весомее, чем дипломы и звания.

…Тридцать восемь ярких и громких – целый школьный класс, искрящийся талантами. Глядя, как поют они под гитару свой гимн, как обнимаются на прощание и фотографируются, я желала мысленно, чтобы каждый сумел максимально реализовать все таланты, что ему отпущены.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры