издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лидер падения

АИ-92 в Иркутской области дешевеет быстрее, чем у соседей

На неделе у автомобилистов региона появился повод для радости: Иркутская область, по утверждению региональных властей, стала лидером по снижению цен на бензин по сравнению с соседними регионами. С августа прошлого года цены на АИ-92 в феврале упали на 30%. Чиновники «Серого дома» рапортуют, что таких результатов удалось добиться благодаря совместным действиям правительства региона и ФАС, а достигнутое снижение цен – «далеко не предел». Однако аналитики отмечают: цены в регионе падают быстрее потому, что были выше, чем в среднем в СФО. А динамика цен на бензин в России в условиях роста цен на оптовом рынке зависит от активности антимонопольных органов.

О том, что Иркутская область продемонстрировала самые высокие темпы снижения цен на бензин по сравнению с соседями, во вторник на рабочем заседании правительства региона сообщил первый заместитель его главы Сергей Сокол. Самый востребованный АИ-92 сейчас обходится менее чем в 20 рублей за литр. Общее снижение цен на ГСМ в области в феврале по сравнению с августом 2008 года составило в среднем 30%.

Рынок Иркутской области демонстрирует самые высокие темпы снижения цен, подтвердил министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимир Пашков. Так, диспаритет с Красноярским краем по цене АИ-92 уменьшился на 57% к ноябрю 2008 года. По сравнению с Республикой Бурятия и Забайкальским краем (раньше по некоторым позициям топливо в Иркутской области было дороже, чем в этих регионах) тоже произошло снижение: теперь стоимость ГСМ в Бурятии выше на 2-3%, в Забайкалье – на 8-10%.

«Принимаемые органами власти меры по стабилизации цен на горючесмазочные материалы принесли результат», – отметил Сергей Сокол. Владимир Пашков напомнил, что в феврале УФАС возбудило дело в отношении ряда розничных операторов по признакам нарушения закона РФ о конкуренции. «В отношении действий продавцов рынка есть перспективы судебного разбирательства», – цитировало тогда Пашкова ИРА «Телеинформ».

Правительство Иркутской области со своей стороны направило в адрес заместителя председателя Правительства РФ Игоря Сечина обращение о поддержке в решении проблем с ценообразованием на рынке горючесмазочных материалов региона.

Владимир Пашков подчеркнул, что дальнейших изменений в стоимости топлива не прогнозируется. Однако добавил, что снижение цен в начале марта – «не предел возможностей, мы продолжаем работу над этим вопросом», передаёт «Телеинформ».

Между тем региональные власти оценивают только динамику падения цен на АИ-92, в то время как разница в стоимости «народного» 92-го и АИ-95 становится всё более существенной. Так, в октябре 2008 года, по данным Иркутскстата, АИ-92 стоил на три рубля меньше 95-го, который отпускали в Иркутске по 26,61 рубля за литр. Уже в феврале разница составила почти шесть рублей: 25,71 рубля за литр АИ-95 против 19,9 рубля за АИ-92. Эксперты «Конкурента» не исключают, что, увеличивая разницу в стоимости между бензинами, розничные продавцы стараются компенсировать понижение цен на 92-й, предпринятое под влиянием ФАС. Кроме того, аналитик Иркутского филиала БКС Александр Воронов не исключает, что объёмы потребления бензина с более высоким октановым числом увеличиваются из-за роста продаж новых иномарок последние несколько лет.

Опрошенные «Конкурентом» аналитики отмечают: снижение цен на бензин в Иркутской области действительно несколько выше, чем в целом по России. «За январь-февраль цена на АИ-92 в Иркутске понизились на 2,6% – до 19,71 рубля за литр. В среднем по России падение составило 1,6% – до 18,76 рубля за литр», – сообщила аналитик ИК «ФИНАМ» Айгюль Зиянгулова. Однако оно связано с тем, что в регионе были довольно высокие цены на топливо. «Бензин в Иркутске и его окрестностях в 2008 году стоил на 14,5% дороже, чем в среднем по СФО, – отметил главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. – Поэтому такая динамика вполне объяснима: выше взлетел – интенсивнее снижается».

По мнению Айгюль Зиянгуловой, снижение розничных цен на бензин связано с активностью ФАС. По разной информации, число нефтяных компаний, в отношении которых были возбуждены дела, превысило 250, причём претензии были предъявлены и к крупнейшим игрокам рынка. На прошлой неделе вопросом заинтересовался и премьер-министр РФ Владимир Путин, который заявил, что надо разобраться с проблемой высоких цен на нефтепродукты. «В связи с этим мы ожидаем, что теперь со стороны ФАС усилится давление на цены», – подчеркнула она.

Аналитик «BCS Resеarch Group» Андрей Полищук полагает, что в ближайшее время цены на бензин в РФ продолжат падение. Но долгосрочная динамика будет зависеть от мировых цен на нефть. «В случае восстановления мировой экономики и увеличения спроса на сырую нефть в мире экспорт российской нефти станет более привлекательным по сравнению с продажами на внутреннем рынке, что повлечёт за собой новый рост цен на нефтепродукты на российском рынке», – считает он. В ИК «ФИНАМ» прогнозируют, что на конец нынешнего года стоимость бензина марки АИ-92 в России составит 24 рубля за литр.

В дальнейший рост цен верит и Дмитрий Лютягин: «Оптовые цены на бензин практически подошли к ценам в рознице, что привело к существенному падению маржи у розничных продавцов, поэтому стоит ожидать естественной для этого сегмента реакции – повышения цен на заправках». Если ФАС отрегулирует ситуацию с оптом, то цены до конца года будут находиться на достигнутом уровне, в противном случае стоит ожидать дальнейшего подорожания.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры