издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирский характер

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА, искусствовед

Его творчество – это глыба, которая видна отовсюду. Для того чтобы обозреть всю Сибирь и запечатлеть её в лучших проявлениях, нужно иметь от природы сильный характер – Сибири под стать, с которым бы она говорила в полную силу на своём языке…

Невозможно представить книгу очерков Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь…» без иллюстраций Бориса Дмитриева. Изображение и слово находятся здесь во взаимопроникновении и единстве. Слово – это всегда символ, оно даёт представление о предмете только в развёрнутом повествовании. Сопутствующее ему изображение делает его особенно ёмким, глубоким, сообщает слову скрытую силу.

Поэтому сотрудничество двух мастеров, В. Распутина и Б. Дмитриева, – это судьба. И пусть каждый из них идёт своей дорогой и создал немало вне издания под названием «Сибирь, Сибирь…», именно этот том остаётся непревзойдённым по своей сути.

В творчестве В. Распутина – характеры и сибирская твёрдая воля, кого-то возвышающая, кого-то карающая. Снимки Б. Дмитриева показывают породивший её мир. Природа не знает неопределённости: ветер не подует вспять, а красная саранка не станет зелёной. Обусловленность порождает гармонию – и равновесие, подчинённое гармонии, открытой формой которой является красота окружающего.

Человек создал немало прекрасных и удивительных форм, но при той цивилизации, которую мы имеем, они не способны гармонизировать внутренний мир человека. Только мощь и тотальность природы, взаимодействуя с созданием человеческих рук, освящает последнее.

Виды Бориса Дмитриева настигают не в тот момент, когда на них смотришь, а гораздо позже: когда они отложились в памяти и ожили, соединившись с таящимся в недрах сознания словом. Горы стали Горами, а цветы – Цветами. И таким образом совершилась реконструкция: зритель очутился в той местности, где не был, как это случается во сне.

Сегодня Борису Дмитриеву – 70, из них 60 лет он занимается фотографией. Его творчество принадлежит Иркут-ску и Сибири. Он здесь родился и вырос.

[/dme:i]

– Первая фотография? Помню смутно по той причине, что первый фотоаппарат я себе подарил на день рождения в 10 лет. Я учился в 3 классе одиннадцатой иркутской школы, пришёл домой после уроков, увидел, что взрослые на меня внимания не обращают, вскрыл свою копилку, где оказалось сто рублей. На них я купил фотоаппарат «Комсомолец» за 90 рублей и на остаток плёнку. Наверное, первыми на мои снимки попали родственники, что-то на улице, летние деревенские мотивы.

Но серьёзно я смог посвятить себя фотографии после окончания института, когда появилось свободное время и деньги. Я увидел, как в городе сносят старые дома, украшенные уникальной деревянной резьбой, и тогда планомерно занялся съёмкой старых домов и фрагментов деревянной архитектуры. Первая персональная выставка называлась «Старый Иркутск» и состоялась в 1969 году, в моё тридцатилетие.

1979 год. Своё 40-летие ознаменовал открытием персональной выставки в залах ИОХМ, она тоже была посвящена старому Иркутску. Эту выставку через ВООПИК мы экспонировали в Москве. Уже тогда появилась идея издания фотоальбома об Иркутске с моими и дореволюционными фотографиями. Много времени я провёл в архивах, собирая материал, и добрался даже до фотоархива Института этнографии в Ленинграде. Свои наработки я показывал В. Распутину, и мы обсуждали идею издания книги-альбома об Иркутске. Для этого В. Распутин написал очерк «Иркутск с нами». С этого и начиналась будущая книга «Сибирь, Сибирь…».

А в смутном 1991 году фотография Бориса Дмитриева, опубликованная в газете «Советская Россия», облетела всю страну. Это был конкурсный снимок: Валентин Распутин с внучкой, закрывшей лицо своими ручками. Тогда Борису Дмитриеву присудили первую премию и его имя стало известно всей стране.

Шли годы, всё меньше становилось в Иркутске старых домов, а те, что остались, обветшали и утратили неяркую мощь и память о своих строителях. Борис Дмитриев стал снимать природу. Горы Хамар-Дабан и Саяны стали его детищами, а также православные храмы Сибири как выражение человеческого гения, стремящегося к высотам духа. Он сделал неповторимый снимок Тобольского монастыря, побывал в труднодоступных местах Саян.

Для того чтобы стать фотохудожником, нужно родиться художником, утверждает он. Многое дали Борису Дмитриеву посещения Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Настоящее искусство не терпит суеты, планомерно и методично работая, Борис Дмитриев достиг высокого мастерства фотографии. Семьдесят лет – хороший возраст, когда можно оглянуться на жизнь, полную достижений (Борис Дмитриев – известный врач-гистолог), и получить новый импульс для творчества. Новая, юбилейная, выставка знаменитого фотохудожника будет посвящена людям – портрету.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры