Кризис лояльности
На выборах глав районов 1 марта «медведи» потеряли пять из шести разыгрываемых мэрских кресел. «Технологическим сбоем» уже назвала произошедшее секретарь ИРО «ЕР» Людмила Берлина. Часть экспертов заявляют: налицо неэффективность работы партии и «Серого дома». Другие уверены: в Иркутской области, как и по всей России, отчётливо наметился спад «лояльного» голосования. «Это неожиданно, такой эффект должен был проявиться не раньше осени», – отметил один из собеседников «Конкурента».
1 марта выбирали 153 депутата местных Дум, двух глав сельских поселений и семь мэров муниципальных районов. У «Единой России» был уникальный шанс показать, что такое работать на местах без федерального бренда Путина. «Медведи» выдвинулись в шести районах из семи (кроме Аларского). И в пяти проиграли. В четырёх районах из шести «ЕР» по традиции вела действующих мэров. Единственная территория, где удалось пройти «единороссу», – Нукутский район. По предварительному подсчёту, действующий мэр Сергей Гомбоев взял здесь 60,88%. В Осинском и Усть-Удинском районах «медведи» проявили несвойственную им демократичность и поставили не на мэров. И зря. Потому что помимо Сергея Гомбоева полномочия сумел продлить только мэр Усть-Удинского района Владимир Денисов (с 56,57%). Но как раз этого самовыдвиженца «медведи» уступили почему-то «Справедливой России». Ставленник партии власти глава Усть-Удинского поселения Рамазан Валеев не дотянул до результата Денисова почти 30%. А в Осинском районе вообще никто не угадал. Лидером стал Виктор Богданов (Государственная инспекция по маломерным судам), обойдя экс-мэра Петра Магданова почти на 24%.
Ушёл с политической арены «единоросс» Николай Наумов (Казачинско-Ленский район), проиграв главе Казачинского поселения Андрею Романову более 18%. А в Эхирит-Булагатском районе произошёл казус – официальный кандидат «медведей» Пётр Нохоев проиграл недавно исключённому из партии Игорю Усову. Причём всего 112 голосов. О поддержке Усова заявляла «Справедливая Россия». Баяндаевский район тоже был сдан «эсэрам». С разрывом более чем в 4% «медведь» Юрий Малгатаев уступил выдвинутому «СР» Анатолию Табинаеву.
Итог таков: из 147 «медведей», заявившихся на выборах, прошли 85. К Гомбоеву присоединилась Людмила Гостеева (Новотельбинское МО Куйтунского района) и 83 депутата местных Дум. В «Единой России» уточняют: ещё пять самовыдвиженцев шли при поддержке партии власти. В целом «медведи» взяли около 60%. И поспешили назвать этот итог в официально распространённой информации «результатом лучшим, чем на выборах в Госдуму в 2007 году». А вот анонимно эксперты «Конкурента» в президиуме политсовета «ЕР» называют собственную работу на выборах глав районов «абсолютным провалом». «Это результат неэффективной предвыборной кампании не только партии, но и регионального правительства, – заявил источник в президиуме. – На подобных выборах не работает резерв доверия к лидеру партии, и пресловутый «административный ресурс» в данном случае тоже продемонстрировал свою несостоятельность». По информации «Конкурента», руководитель исполкома ИРО «ЕР» Наталья Деньгина вовсе работала на этих выборах в Хакасии.
«Медведи» активно пытаются снизить градус. И разорвать в сознании электората связку «неудача на выборах – неудача партии». «Относительно избрания глав администраций ситуация хуже, – заявила секретарь ИРО Людмила Берлина. – Но мы не боимся говорить об этом и объективно оценивать свои успехи и неудачи. Выборы глав администраций всегда отличаются от выборов депутатов. Здесь больше накала страстей, задействованы иные механизмы, взаимосвязи. Было бы, наверное, неправильно говорить о том, что проиграли члены партии потому, что снизилось доверие к самой партии. Абсурд!». Секретарь ИРО ссылается на некие «социологические исследования», которые помещают рейтинг доверия «Единой России» в пределах 53–58%. Напомним, что на октябрьских выборах в ЗС «медведи» взяли 49,45%. Впрочем, аналитики говорят о начале общероссийского кризиса лояльности к партии власти. В Бурятии на выборах в Горсовет Улан-Удэ «ЕР» набрала всего 39,05%, и местные наблюдатели уже связали такой результат с массовыми сокращениями на ряде крупных предприятий.
«В целом по России отчётливо наметился спад «лояльного» голосования, – заявил политолог Алексей Мазур «Конкуренту». – Это неожиданно, такой эффект должен был проявиться не раньше осени». «Спад поддержки «ЕР» вроде не очень большой, но он произошёл буквально за месяц, – отметил Мазур. – По такому промежутку времени нельзя строить долгосрочных прогнозов. Но линейная экстраполяция даёт для «ЕР» к осени катастрофический вариант».
«Сделаем выводы», – обещают иркутские «медведи». Но в «ЕР» упорно говорят: нынешний провал не более чем «технологический сбой в организации самих избирательных кампаний в районах». «Если на региональных выборах мы комплектовали областной руководящий орган с привлечением технологов, политологов, то в данном случае каждый кандидат занимался этим самостоятельно. Вывод почти однозначен: необходима централизованная технологическая и финансовая помощь кандидатам от партии», – пришла к выводу Людмила Берлина.
Алексей Мазур прогнозирует: на фоне кризиса единство в рядах «Единой России» «окажется под существенной угрозой». «Если в «тучные годы», когда авторитет Путина был непререкаем, в «Единой России» шла постоянная внутренняя борьба, то теперь многие начнут подумывать: а не пора ли соскакивать с поезда? – сказал он. – По-видимому, в течение этого года мы увидим два противоположных процесса: победителей выборов будут «загонять» в «Единую Россию», но среди победителей всё больше и больше будет становиться противников «Единой России». В ИРО «ЕР» не скрывают, как будут «улучшены» результаты выборов. Так же, как в соседней Бурятии. Там в девяти из 13 одномандатных округов на выборах в Горсовет Улан-Удэ победили члены «Единой России», два самовыдвиженца – «медведи». Ещё двое до объявления официальных результатов выборов написали заявления в «ЕР». «Я бы не стал употреблять грубое слово «перевербовка», – отметил источник в президиуме политсовета ИРО «ЕР». – Скажем мягче: мы намерены рассмотреть вопрос о сохранении членства в партии в отношении отдельных фигур».