Коммунальный компромисс
... готовы искать энергетики с управляющими компаниями, если они раскроют карты
В условиях финансового кризиса ОАО «Иркутскэнерго» вводит новые правила работы с управляющими компаниями в отопительный сезон 2009-2010 годов. Отныне компании могут рассчитывать на то, что получат такой объём тепла, за который заплатили. Причиной такого решения стала задолженность компаний перед поставщиком тепла: в феврале уровень платежей составил 40% от начислений. В то же время энергетики готовы идти на разумные компромиссы и предлагают свой вариант выхода из кризиса доверия и неплатежей. Он включает в себя экономию ресурсов, возврат к прозрачной системы расщепления платежей и ревизию собственных возможностей управляющими компаниями.
Кризис неплатежей добрался до жилищно-коммунальной сферы. Его влияние ощутили все опрошенные нашей газетой руководители управляющих компаний в сфере ЖКХ. «Ситуация в Ангарске сложилась критическая, – говорит генеральный директор «Жилком» (Ангарск) Денис Торбеев. — Тариф на содержание и ремонт жилищного фонда не повышался более пяти лет, а предложение управляющих компаний об индексации тарифов на 18% сейчас оспаривает прокуратура Ангарска». Сборы с населения за январь составили 70%. Денежных средств, поступающих от населения, хватает только на поддержание безаварийных ситуаций в городе, утверждает наш собеседник. «Встаёт вопрос, сможет ли жилищный фонд Ангарска качественно подготовиться к отопительному сезону», — подчеркнул Денис Торбеев.
Менее острой пока остаётся ситуация в областном центре. Однако, как рассказал первый заместитель генерального директора ОАО «Северное управление жилищно-коммунальными системами» (Иркутск) Михаил Дамешек, задолженность органов социальной защиты перед Северным управлением ЖКС составляет 13 млн. рублей. Собираемость платы с населения уменьшилась: если в январе 2008 года показатель составлял 71%, то в январе нынешнего года он уменьшился до 61%. В феврале прошлого года собираемость составила 91%, в нынешнем году – 86%.
Несмотря на низкую собираемость платежей с населения, в управляющих компаниях утверждают, что долгов перед поставщиками услуг у них нет. «Задолженности перед «Иркутск-энерго» на сегодняшний день нет, но если сборы за февраль не вырастут, то она может появиться», – отметил Денис Торбеев. Примерно такая же ситуация и в Северном управлении ЖКС. «Текущей задолженности перед поставщиками услуг, в том числе ИГТСК, у нас нет, есть график платежей, которого мы придерживаемся, – отметил Михаил Дамешек. – Однако если задолженность жителей будет расти, то и задолженность перед поставщиками может появиться».
Самым оптимистичным на этом фоне выглядит комментарий директора Южного управления жилищно-коммунальными системами Павла Артамонова. «В 2008 году сбор оплаты за жильё и коммунальные услуги составил 98%, что является очень высоким показателем. На 2009 год перед всеми работниками нашей компании и подрядными организациями стоит задача не снизить этот процент», – отметил он.
Между тем представители ОАО «Иркутск-энерго» отмечают, что задолженность перед ними есть практически у всех жилищных организаций Иркутской области. «В феврале уровень платежей жилищных организаций составил порядка 40% от начислений, – заявил директор фирмы «Энергосбыт» Сергей Винарский. – Но трагедии в этом нет, потому что жители рассчитываются за тепло по одной двенадцатой. Поэтому 40%, о которых я упомянул, близко к истине. Хуже будет, если этот процент уменьшится».
В муниципалитетах Иркутской области считают, что проблем между энергетиками и управляющими компаниями не существует. «Неделю назад между сторонами действительно возникали вопросы. Но сейчас они сняты, – сообщил нашей газете заместитель председателя комитета по ЖКХ администрации Иркутска Константин Грошев. — Трудности возникают периодически: энергетики хотят, чтобы им платили больше, управляющие компании заинтересованы в том, чтобы платить меньше».
«Большая часть муниципалитетов считает, что управляющие компании в сфере ЖКХ – частные организации, за деятельность которых можно не отвечать, – считает Сергей Винарский. – Но 20-30% жилья практически в каждом городе является неприватизированным, а в областном центре в уставном капитале трёх частных управляющих компаний есть 25%-ная доля областного центра, четвёртая является на 100% муниципальной». Несмотря на форму собственности управляющих компаний, главной задачей любого муниципалитета остаётся обеспечение комфортных условий проживания для граждан. И в случае экстренных отключений тепла или электричества пикеты и митинги будут проходить не у зданий управляющих компаний, а напротив мэрий.
Возможность стихийных волнений не исключается. Судя по заявлениям управляющих компаний, в ближайшие месяцы их задолженность перед энергетиками может увеличиться. «В таком случае управляющим компаниям необходимо готовиться к тому, что им будет отпускаться именно тот объём тепла, за который они заплатили», – подчеркнул Сергей Винарский. Но представители «Энергосбыта» готовы к сотрудничеству и разумным компромиссам. У поставщика есть предложения, которые значительно облегчат работу в кризисной ситуации и управляющим компаниям, и потребителям, и самой энергокомпании.
Первым необходимым шагом является экономия энергоресурсов. «20-30% тепла можно сэкономить, только этим нужно заняться, – отмечает глава «Энергосбыта». – Мы готовы к тому, что платежей в адрес «Иркутскэнерго» будет поступать меньше, но это снижение будет обоснованным». В отопительный сезон 2009-2010 годов управляющие компании будут входить уже по новым правилам: тепловые узлы домов, где происходит получение и распределение тепла по дому, должны соответствовать установленным нормам. Причём эти нормы – не завтрашний, а позавчерашний день, утверждает Сергей Винарский.
Второе предложение – возврат к системе расщепления платежей, которая хорошо зарекомендовала себя в 90-е годы, когда вся жилищно-коммунальная сфера переживала не лучшие времена. «Она совершенно прозрачна: сколько собрали с населения, столько и передали поставщикам. А в кризис сам Бог велит раскрыть карты, – отметил Сергей Винарский. – В случае возврата к системе расщепления платежей мы готовы совместно с управляющими компаниями искать выход, при необходимости судиться с нерадивыми жильцами и государственными структурами, имеющими задолженность».
Третьим шагом для стабилизации положения должна стать ревизия собственных возможностей управляющими компаниями. «Жилищно-коммунальный бизнес – такой же бизнес, как и любой другой, – уверен наш собеседник. – И если люди взяли на себя определённые обязательства перед жителями и поставщиками, то должны их выполнять».