издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Константин Грошев: «Роль администрации в повышении тарифов ЖКХ минимальна»

Начавшийся год принёс россиянам разочарование в виде повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Причём рост цен в кризисное время они восприняли особенно болезненно. О том, в формировании каких тарифов могут принять участие сами граждане, как часто может повышаться стоимость жилищных и коммунальных услуг и какие из них регулирует муниципалитет, нам рассказал заместитель председателя комитета по ЖКХ администрации Иркутска Константин Грошев.

– Константин Сергеевич, как формируются тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг?

– У тарифа ЖКХ есть две составляющие – жилищные и коммунальные услуги. Первые – это вывоз мусора, уборка лестничных площадок, остекление, мелкий ремонт – всё, что поддерживает дом в нормальном состоянии. Коммунальными называются услуги, предоставляемые в том числе естественными монополиями, – это отопление, электроэнергия, водоснабжение и водоотведение. Размер повышения стоимости жилищных услуг устанавливают сами жители при помощи своей управляющей компании. Её представители должны организовать очное или заочное собрание жильцов дома, где и принимается решение о размере повышения тарифа.

По сведениям комитета, большая часть иркутских управляющих компаний совместно с жильцами приняла решение о повышении в 2009 году тарифов на жилищные услуги на 18,2% и более. Почему возникла цифра 18,2%? Именно столько в нынешнем году составляет индекс роста тарифов на жилищные услуги, установленный администрацией Иркутска для нанимателей жилых помещений. Хотя есть дома, где рост тарифов составил порядка 100%. Это право самих жильцов. В данном случае они решили, что лестничные площадки в их доме будут убираться два раза в неделю, в подъездах появятся стеклопакеты, а на прилегающей территории будут проводиться масштабные работы по благоустройству.

– Принято считать, что тарифы на коммунальные услуги устанавливаются городскими властями. Так ли это?

– Нет. Все тарифы, за исключением платы за холодную воду и водоотведение, устанавливаются правительством РФ. Для каждого региона оно определяет предельные индексы роста тарифа. Так, в Иркутске общий рост составил 25%, хотя установленный для региона индекс – 28,2%. В размере квартирной платы объём тарифов, стоимость которых регулирует муниципалитет, составляет порядка 10%. Большая часть – 55-70% – приходится на услуги, стоимость которых определяет правительство РФ и утверждает служба по тарифам Иркутской области, и 20-30% – на услуги, цену на которые устанавливают управляющие компании вместе с жителями. К примеру, в доме, где я живу, мы стали платить за холодную воду и водоотведение (эти тарифы устанавливаются мэрией) всего на 70 рублей больше. Роль администрации Иркутска в повышении тарифов минимальна.

– И всё же рост тарифов весьма существенен для кошельков россиян.

– Какая жизнь, такой и рост. Все понимают, что в нынешнем году ситуация по инфляции прогнозируется сложная, но управляемая. Довольно долгое время все жилищно-коммунальные услуги оплачивало государство, потом предпринимались усилия, чтобы рост тарифов на услуги ЖКХ не был резким. В итоге жилой фонд был доведён до такого состояния, что в него приходится вкладывать денег больше, чем если бы повышение было проведено сразу же. Хочу отметить, что подниматься и жилищные, и коммунальные тарифы могут не чаще одного раза в год.

– Можно ли опротестовать решение управляющей компании о повышении тарифов на жилищные услуги, если оно было принято с нарушениями и учитывалось мнение не всех жильцов?

– Опротестовать такое решение можно. К примеру, если собрание проводилось в очной форме, но на него были приглашены не все жильцы, можно сделать письменный запрос в управляющую компанию с просьбой прокомментировать ситуацию. Исходя из ответа, стоит предпринимать дальнейшие шаги. Не стоит забывать о том, что собственниками жилья являются жители, которые проживают в приватизированной квартире. В то время как управляющие компании – это, по сути, наёмные работники, задача которых – обеспечить жильцам благоприятные условия для жизни.

– А если жители откажутся поднимать тарифы на жилищные услуги или согласятся только на их незначительный рост?

– Нельзя забывать о том, что дом необходимо содержать. К примеру, нет возможности отказаться от вывоза мусора. Но в любом случае нужно поинтересоваться в своей управляющей компании, куда будут потрачены деньги от повышенного тарифа, что будет отремонтировано, с какими предприятиями заключены договоры. По законодательству ни одна управляющая компания не имеет права скрывать такую информацию от собственника жилья.

– Что могут сделать иркутяне, если их доходов не хватает для оплаты жилищно-коммунальных услуг?

– На территории региона действует закон «О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области». Он даёт право на получение субсидии, если совокупные семейные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 22% от общего дохода. Проще говоря, если семья зарабатывает 10 тыс. рублей, из которых 3 тыс. рублей тратится на оплату услуг ЖКХ, она может претендовать на получение субсидии. Процедура её оформления достаточно простая, а разница между начисленной суммой и той, которую будет платить семья, компенсируется из бюджета Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры