Правительство народного сочувствия
В рамках седьмой сессии Законодательного Собрания состоялся правительственный час. С докладом «Приоритетные вопросы социально-экономического развития региона в современных условиях» от имени правительства выступил министр экономического развития Владимир Пашков.
Внешние факторы повлияли на ситуацию в области гораздо сильнее, чем ожидалось, а внутренние не ослабили, но усугубили их действие. По словам министра, металлургия области в последнем квартале 2008 года потеряла 10 процентов оборота, деревообработка – 25, и всё это по причине падения спроса на сырьё и полуфабрикаты на мировых рынках. Несмотря на завершение работ по строительству на территории области нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, объём инвестиций в 2008 году удалось сохранить на уровне 2007 года. Ожидать повторения результата в 2009 году не приходится хотя бы потому, что кризис проявляется абсолютно во всех отраслях и темпы экономического развития заметно снижаются.
Вслед за падением производства ожидается и сокращение поступлений в бюджеты. Предприятия, не получающие прибыль, готовятся к сокращению расходов, и в первую очередь за счёт уменьшения числа работников: уже 376 предприятий заявили об увольнении 10 тысяч человек. Владимир Пашков признал, что оперативных мер реагирования, предпринятых правительством, будет недостаточно, и в первую очередь потому, что в области накопились проблемы системного характера – то есть даже если бы не грянул мировой кризис, отдельно взятой Иркутской области в 2009 году было бы плохо. Правительство области разрабатывает сразу две системы реагирования – оперативную и стратегическую, для сглаживания негативных последствий кризиса и дальнейшего развития региона в посткризисный период.
Основная нагрузка, по словам министра, ложится на несколько совещательных органов – антикризисную группу, её штаб и отраслевые рабочие группы, из которых важнейшей может стать банковская. Первоочередной задачей правительства остаётся обеспечение гарантий занятости и сохранения уровня покупательной способности населения, а инструментом – развитие малого и среднего бизнеса. В рамках, заданных регионам федеральными программами развития страны до 2020 года, область получает преимущества, поскольку её сочли тяготеющей к Дальневосточному макрорегиону, на фоне областей и краёв которого Иркутская область выделяется в лучшую сторону. Область должна стать опорным регионом, ориентированным на глубокую переработку всех доступных видов сырья.
Пока министр экономического развития рассказывал о плане-графике подготовки концепции стратегии социально-экономического развития, депутаты могли без труда потерять нить рассуждения – настолько много там было дат и неконкретных слов, но в конце концов Владимир Пашков в одном предложении сформулировал всю суть предстоящей работы: Иркутская область должна из поставщика сырья превратиться в поставщика конкретных решений. Что за товар решения и кому его можно сбыть, Владимир Пашков не конкретизировал, но зато подробно рассказал о соглашениях, заключённых с корпорацией «Роснано», и перспективах развития принципиально новых технологий на базе производства «солнечного кремния». Это, по словам министра, выведет область в лидеры экономического развития не только в стране, но и в мире.
Депутаты не поддались раскрытым перед ними радужным перспективам и сразу взяли быка за рога. Заместитель председателя Законодательного Собрания Геннадий Истомин задал простой с виду вопрос: как Иркутская область вписана в программы социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, утверждённые правительством Российской Федерации? Оказалось – никак. Зато у области есть программа развития до 2010 года, принятая Законодательным Собранием несколько лет назад и до сих пор не отменённая, несмотря на кризис и прочие внешние обстоятельства.
Депутат Аполлон Иванов не нашёл в докладе министра ничего, что гарантировало бы сельхозпроизводителям перспективы развития, а без государственной областной поддержки товаропроизводителям не удастся сохранить даже поголовье скота, не говоря уже о его увеличении. Владимир Пашков пояснил, что поддержка сельского хозяйства теперь пойдёт по линии поддержки частных подворий, которые принадлежат тем же сельским жителям и тоже что-то производят. Министр сельского хозяйства Юрий Бажанов пояснил мысль коллеги: опора будет сделана на приобретение техники в лизинг (срок которого вырос до 15 лет) и кредитование хозяйств. Средства на выплаты по лизингу в бюджет области заложены. Исполняющая обязанности министра финансов Татьяна Поронова пояснила, что область в 2009 году не получала федеральные дотации на развитие сельского хозяйства, но переговорный процесс на эту тему продолжается.
Самый неудобный вопрос министру-докладчику задал депутат Евгений Рульков: он попросил назвать конкретные действия правительства по обеспечению занятости увольняемых в Иркутской области, и в первую очередь – в городе Байкальске. Министр напомнил, что области обещан 1 млрд. рублей на трудоустройство безработных, региональные власти разрабатывают программу содействия занятости (с которой депутаты смогут ознакомиться после её написания), а вот на ситуацию на БЦБК повлиять не может никак – комбинат находится в федеральной собственности, менеджмент на сотрудничество не идёт.
Депутат Виктория Дворниченко от имени учреждений здравоохранения выступила со слёзной просьбой оказать содействие в оплате коммунальных услуг, хотя бы для того, чтобы больницы и клиники не страдали от внезапных отключений горячей и холодной воды. Министр жилищной политики Михаил Кручинин сообщил, что работа со всеми поставщиками услуг ЖКХ ведётся и на следующей неделе состоится очередной «круглый стол». Возможно, это и правильно, но, кажется, можно было обойтись и внутренними силами правительства – просто перечисляя медицинским учреждениям необходимые средства регулярно, а не время от времени.
Депутат Владимир Матиенко попросил губернатора ответить: что он считает самым главным сегодня и в чём депутаты могли бы помочь губернатору? Игорь Есиповский отвечал эмоционально и долго, стараясь донести до депутатов: важнейшей задачей для обеих ветвей власти должно стать обеспечение комфортных условий для инвесторов и смягчение последствий кризиса для населения области. Губернатор призвал думать о будущем, о перспективах 2020–2030 годов, сосредоточить усилия на превращении области в центр лесопереработки (и перерабатывать именно в нашем регионе сырьевые ресурсы Красноярского края и Якутии), развивать туризм и продолжать газификацию области. Оптимизму и уверенности губернатора мог бы позавидовать любой другой руководитель любого уровня, и если бы депутатский час начался с его выступления, впечатление от деятельности правительства было бы гораздо лучше. Губернатор просил депутатов активнее включать своих представителей в состав советов директоров принадлежащих области компаний – «нам просто не хватает рук и глаз, а проблемы часто возникают только потому, что нужно срочно менеджмент поменять».
Депутат Александр Битаров тут же пожаловался на работу Инвестиционно-строительной компании, которая, по информации строительных фирм, владеет двумя огромными участками (по 100 гектаров каждый) в черте города Иркутска и никак их не использует. Руководители областных ведомств тут же заявили, что ИСК не владеет ни одним квадратным метром земли, а названные депутатом территории принадлежат частным лицам либо же собственность на них не разграничена. Министр строительства Руслан Болотов обещал строителям в самое ближайшее время все условия для жизни и работы – и недорогие земли, и государственную поддержку. Но не сразу – кое-какие юридические тонкости ещё предстоит решить.
Заместитель председателя правительства Александр Ведерников вынужден был отвечать на несколько мелких вопросов и предпочёл свести конкретные узкие проблемы к широкой палитре мер и действий правительства. В частности, проблему сокращения кредиторской задолженности правительство решает по мере возможностей, то есть в первую очередь финансирует жизненно важные статьи, а остальное – по мере возможностей. Возможности же таковы, что реальные доходы бюджета оказались на 25 процентов ниже плановых показателей. Проблему потребительских кредитов, которые многие заёмщики вскоре не смогут выплачивать, поскольку лишатся работы, правительство предпочитает решать через поддержку предприятий и тем самым – через сохранение рабочих мест.
Губернатор от себя добавил ещё одно важное решение: действие постановления об изменении кадастровой стоимости земли и введении новых ставок платы за аренду участков было приостановлено до 1 мая по календарю и до проведения более полного анализа и выявления социально значимых участков.