издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Арбитр в социальном споре

«Помощь утопающим – дело рук самих утопающих» – ироничный лозунг ушедшей советской эпохи сегодня снова востребован. Тревожные ожидания очередных «сюрпризов» экономического кризиса ставят нас перед необходимостью научиться защищать себя, юридически грамотно отстаивать свои права и интересы, и прежде всего право на труд.

Разговор о труде и не только – в интервью с Галиной ВАЛОВОЙ, исполняющей обязанности заместителя председателя Иркутского областного суда по гражданским делам.

Кризис накаляет страсти

– Не секрет, что иные работодатели пытаются даже из финансового кризиса извлечь выгоду. Под соусом оптимизации производства проводят чистку рядов, избавляются от неугодных сотрудников и распределяют их обязанности между оставшимися, естественно, без дополнительной материальной подпитки. Потеря работы для человека – это всегда стресс. Что делать в такой ситуации?

– Во-первых, прийти в себя и успокоиться. Во-вторых, если вы считаете, что вас уволили незаконно, обращайтесь с иском в суд за защитой нарушенных работодателем прав.

– По данным службы занятости, на начало января без работы остались свыше 24 тысяч жителей Приангарья. Служители Фемиды готовы к лавине исков?

– Проверку на прочность мы прошли ещё в 90-е годы. Тогда предприятия закрывались что ни день, людей увольняли сотнями, часто они уходили с работы сами из-за многомесячных долгов по зарплате. Так и писали в заявлениях: «Увольняюсь, потому что мне уже почти год не платят зарплату, а у меня трое детей». Но самой большой проблемой стало даже не безденежье, с которым столкнулись уволенные, а выселение бывших сотрудников из ведомственного жилья буквально на улицу. Люди обращались в суд – и получали возможность погашать долги за коммуналку постепенно, сохраняя таким образом крышу над головой.

В 2008 году из общего числа дел, рассмотренных судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда в кассационном порядке (то есть обжалованных после вынесения решения районным судом), трудовые споры составили примерно десятую часть: 224 из 2994 дел. В основном это дела об оплате труда, возмещении ущерба, причинённого при исполнении трудовых обязанностей, восстановлении на работе.

К сожалению, приходится признавать, что до социальной ответственности перед своими сотрудниками частный бизнес ещё не созрел. Для индивидуальных предпринимателей до сих пор Трудовой кодекс – обуза, навязанная государством. И зачастую именно в судебном заседании мы ищем подтверждение того, что человек действительно трудился в этой фирме или организации, и размер его истинной заработной платы опять-таки доказывать приходится суду.

Если говорить в целом по России, количество дел, связанных с трудовыми спорами, в 2008-м выросло на 5%. В нынешнем году, без сомнения, исков о трудовых спорах будет гораздо больше.

– Встречаются ли в судах Иркутской области дела о вынужденных увольнениях? Порой ведь человека на работе ставят в такие невыносимые условия, что он всё же пишет заявление по собственному желанию.

– В областном суде в 2008 году такие дела мы не рассматривали. По крайней мере, граждане не указывали в своих исковых заявлениях причиной увольнения именно принуждение. Ну а в 2009-м, с учётом всех финансово-экономических коллизий и роста числа трудовых споров, думаю, появятся иски и о вынужденных увольнениях.

– Недавно в одном из федеральных СМИ прозвучало предложение, кстати, от представителей партии власти, что трудовые споры в судах должны разбираться за пару недель. Это возможно?

– По старому Гражданскому процессуальному кодексу (ГПК) дела о восстановлении на работе должны были рассматриваться судом в течение 10 дней. Реально в этот срок провести подготовку и качественно рассмотреть трудовой спор невозможно. Сами понимаете, формального подхода в таком деле быть не должно, ведь речь идёт о человеческих судьбах. В новом ГПК законодатель пересмотрел этот срок, дав суду на рассмотрение трудовых споров ровно месяц, и ни днём больше!

Сегодня мы нередко сталкиваемся и с тем, что ответчики (фирмы, организации) с целью затягивания процесса не являются на судебные заседания без уважительных причин. Хочу напомнить: несколько таких неявок – и судья будет вынужден рассматривать дело в отсутствие прогульщика.

– А потом начинаются жалобы на решение суда?

– Совершенно верно, и поход по инстанциям – вплоть до Европейского суда.

– В Иркутской области были такие прецеденты?

– У нас не было, в других российских регионах – случались. В итоге Европейский суд рекомендовал органам российского правосудия давать оценку неявки сторон в судебное заседание. И уважительной причиной неявки будет считаться далеко не каждое заболевание истца или ответчика.

Проще пареной репы?

– Бытует мнение, что гражданские дела проще пареной репы. Чего, мол, там рассматривать – одни разводы да алименты, не то что уголовные – убийства, грабежи, банды….

– Это заблуждение. В доперестроечные годы, может быть, гражданские дела и были проще. Основную массу судебных разбирательств тогда составляли семейные дела, но и там кипели нешуточные страсти. Сейчас эту категорию гражданских дел небольшой сложности рассматривают мировые судьи.

С началом рыночных отношений в гражданском судопроизводстве появились дела сложнейшие: о недвижимости, признании прав собственности на земельные участки. Нагрузка у моих коллег колоссальная. В областном суде, например, на каждого члена гражданской коллегии в месяц приходится по 43-44 дела.

– С какими проблемами люди чаще всего обращаются к судебной власти?

– На первый план вышли дела о неустойках при долевом строительстве. Дом, в котором дольщик ожидал квартиру, в положенные сроки не сдан – вот тебе и готовый иск в суд. В денежном выражении это 3% от суммы договора, помноженные на количество пропущенных дней. Суммы для иркутских строительных фирм получаются немалые, они зачастую обжалуют решения районных судов. И здесь есть один нюанс: если неустойка выходит равной или превышает сумму договора на строительство жилья, закон даёт право снизить неустойку до разумных пределов. Иначе дом достраивать не на что будет и истец свою квартиру так никогда и не получит.

Снова появились дела о двойных-тройных продажах квартир. Здесь суд, конечно, исходит из интересов первого покупателя.

На осень 2008 года пришёлся пик нарушений избирательного законодательства. Гражданской коллегией областного суда рассмотрено 21 такое дело. Некоторые решения были обжалованы в Верховном суде, но Москва оставила их без изменений.

– И это говорит прежде всего о профессионализме наших судей.

– Безусловно.

– Какие задачи стоят перед гражданской коллегией в 2009 году?

– Рассмотреть все поступившие дела в срок. А главная наша задача – весь принцип гражданского судопроизводства в этом – окончить спор между сторонами миром.

– Получается?

– В большинстве случаев да. Спорящие стороны учатся по доброй воле идти на взаимные уступки и находить компромисс.

Беседовала Ольга СТАНКЕЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры