издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Две карты выхода из одного лабиринта

  • Автор: Владимир ДЁМИН

В первую неделю февраля сразу две политические организации обнародовали собственные программы антикризисных действий. Особенно интересно то, что почти синхронно выступили крайние антагонисты современного спектра – клубы «Единой России», заменяющие этой партии фракции, и считающее себя самой яркой оппозицией Объединённое демократическое движение «Солидарность». Фоном для двух более или менее связных документов, придающим им особый блеск, стали предложение Владимира Жириновского убрать из коридоров Государственной Думы автоматы по продаже импортных безалкогольных напитков и утверждение руководством КПРФ плана протестных действий.

«Креатив», как теперь модно выражаться, от коммунистов заслуживает пары абзацев отступления от основной темы. Со времён большевистского подполья российские последователи Карла Маркса отличались умением определить направление основного удара, накопить резервы и ресурсы и навалиться всеми силами точно в выбранный момент. Помните бессмертное: «Вчера было рано, завтра будет поздно – сегодня!…»? Примерно в этом духе. Обнародованный план протестных действий на первое полугодие 2009 года можно будет сохранить про запас и на следующий год, и на десять лет после него: «23 февраля … массовые протестные мероприятия в день 91-й годовщины Советской Армии и Военно-Морского Флота. Принять участие в подготовке и проведении общероссийских мероприятий, посвящённых Международному женскому дню 8 марта. Провести массовые мероприятия (митинги, пикеты с раздачей пропагандистского материала) в ознаменование 18-й годовщины Всесоюзного референдума о сохранении СССР. День космонавтики … провести массовые мероприятия в защиту научно-технического комплекса страны. …возложение венков и цветов к памятникам В.И. Ленину, посвящённые 139-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина».

И далее со всеми остановками, вплоть до Дня Всесоюзной пионерской организации. Это не план, это календарь знаменательных дат. Хотя с небольшой новацией: в два этапа, 28 января – 2 февраля и 27-29 марта, региональным отделениям предписано провести акции протеста «против бездарной политики правящего режима по выводу страны из кризиса». Не могу назвать себя поклонником правящего режима, но в данном случае должен за него вступиться. Как всякий кризис такого масштаба, нынешний мировой финансовый Армагеддон вряд ли будет преодолён уже известными, отработанными схемами, а посему назвать ту или иную политику разумной или безграмотной можно будет только по прошествии времени. Банально, но большое действительно видится на расстоянии. Если бы коммунисты назвали любым плохим словом то, чем занималось российское правительство с 2000 по 2008 год, когда валютная выручка только за углеводородное сырьё составила 2 триллиона долларов (жилой фонд страны можно было увеличить в несколько раз на эти деньги), это было бы оправданно, а с антикризисными мерами спешить не стоит.

Осталось «Справедливой России» высказаться – и картинку можно будет считать законченной, а пока оценим то, что есть.

Атомное лобби

Читая документ, сошедший с клавиатуры интеллектуальных штабов партии власти (в изложении газеты «Коммерсант»), нужно помнить, что это всё-таки не утверждённая программа действий, обязательная к исполнению, а разработанная более или менее тяжким напряжением нескольких умов система дополнительных мер: понравится – хорошо, не понравится – можно подумать ещё. Требовать от такого труда полного охвата всех тем и даже последовательности не стоит, как, впрочем, и учёта местных условий для всей необъятной России.

Итак, первый, социальный, блок начинается с предложения увеличить для неработающих матерей пособия по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет до 15 тысяч рублей. Хотя мера эта выглядит как способ исключить часть населения из конкурентной борьбы за рабочие места да вдобавок подстёгивает инфляцию, её можно истолковать и как шаг к признанию: воспитание детей в семье – социальная миссия, заслуживающая достойного вознаграждения.

Второе предложение – «использовать опыт… всероссийского движения студенческих отрядов для создания внесезонной системы занятости молодёжи» – благое по форме, но сомнительное по исполнимости: регионы, в которых ССО представляют собой сколько-нибудь многочисленную силу, можно перечесть по пальцам, а опыт их не идёт в сравнение с опытом советских предшественников. Даже в достаточно комфортных условиях 2004 – 2007 годов региональные власти редко прилагали усилия для поддержки и развития системы ССО, а уж в условиях кризиса найдутся заботы поважнее.

Высшей оценки заслуживает четвёртый пункт: «предоставить возможность людям, оставшимся без работы, получить надел земли в районах Сибири и Дальнего Востока при условии переезда туда на постоянное место жительства». Какому новому Столыпину пришла в голову эта светлая мысль, неизвестно, но что он слабо представляет себе суровую сибирскую реальность – несомненно. То, что на карте кажется просто невозделанной целиной, в действительности является территорией, брошенной по причине невозможности освоения без особой государственной поддержки. Да, в Иркутской области можно получить сотню-другую гектаров – но что с ними делать без дорог, техники, ГСМ, системы сбыта? Опытные фермеры не справляются и в лучшем случае уходят под крыло крупных агрохолдингов; что будет с бывшим горожанином, в жизни своей ничего тяжелее сумки с продуктами в руках не державшего, описать не берусь.

Предложения по поддержке малого и среднего бизнеса пришлись бы по вкусу любому стороннику рыночной экономики: освободить малые и средние предприятия от арендной платы за недвижимость, находящуюся в государственной и муниципальной собственности. С одной стороны, очень разумно: для бизнеса это серьёзная поддержка. Но с другой – государство, предположим, не обеднеет, а вот за что так жестоко с муниципалитетами? Впрочем, части государственных служащих тоже не повезло – члены партии власти предлагают отменить все проверки всех предприятий, за исключением тех, которые работают с лекарствами и продуктами питания. Многие знатоки закулисной стороны жизни в такой обстановке становятся не нужны, поэтому следующим шагом штаты контролёров сокращаются (пополняя армию безработных), но кому-то повезёт – они смогут трудоустроиться во вновь созданное министерство малого и среднего бизнеса.

Третий, инфраструктурный, блок – тут всё масштабно: «Единая Россия» предлагает строить транспортный коридор Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Казахстан – Китай. Что по нему будут возить, зачем именно в этом направлении и когда, в конце концов, построят нормальный транспортный коридор Санкт-Петербург – Владивосток с ответвлениями на Братск, Якутск, Магадан? Но раз уж клубы решили не мелочиться, идут до конца: предлагают, например, построить три атомных ледокола для освоения шельфа вдоль Северного морского пути. Интересное предложение, но почему бы не подумать об освоении месторождений Восточной Сибири? Видимо, как обычно, нам не хватило своего лобби, в отличие, например, от Курской области, для которой отдельным пунктом прописано «завершение строительства пятого энергоблока Курской АЭС». Лобби могло быть не региональным, а ведомственным – потому что и следующий пункт должен очень понравится главе Росатома Сергею Кириенко: начать строительство атомных энергоблоков морского базирования. Смутно помнится, что в тех приморских районах, куда такие плавучие АЭС смогут дотянуться своими линиями электропередачи, промышленности практически нет – Крайний Север и Дальний Восток, и, стало быть, нужно подумать о добавлении в программу пункта о новом промышленном освоении этих территорий. Стремление идеологов «Единой России» думать о будущем с запасом, на посткризисный период, похвально – но не слишком ли поспешно?

Политика или экономика?

Документ «Солидарности» начинается с анализа сложившейся ситуации, и уже на этой основе развивается вся логика изложения. Если оставить в стороне требование отправить в отставку правительство Владимира Путина как главный источник и одну из причин кризиса на территории России, следующим пунктом окажется требование отменить цензуру и восстановить выборность губернаторов и парламентов всех уровней, чтобы «получить власть, ответственную перед народом». Губернаторам стоит прислушаться к этому предложению: при той системе, которую предлагает «Солидарность», им придётся отвечать всего лишь своим креслом, если оставить всё как есть – можно ответить и головой… Все трансформации направлены на то, чтобы предотвратить коррупцию при распределении государственной помощи и восстановить доверие инвесторов к стране. Не слишком ли? Когда речь идёт о прибыли, европейские и американские бизнесмены готовы торговать хоть с талибами, хоть с самыми жестокими диктатурами. Президент Медведев значительно превосходит личными качествами и тех, и других. А с коррупцией воевал ещё первый шеф III отделения Александр Бенкендорф – за прошедшие с тех пор 200 лет заметных успехов не достигнуто.

Финансовая поддержка, по мнению «Солидарности», должна поступать не на счета корпораций и избранных банков, а напрямую гражданам. Метод хорош хотя бы тем, что не делит граждан на тех, кому повезло работать на компании, получающие господдержку, и всех остальных. Ещё один плюс: деньги, выделенные гражданам, останутся в стране и сослужат свою службу ещё не раз, когда будут израсходованы на покупку товаров и оплату услуг; деньги, выделенные безнадёжным предприятиям, могут уйти на выплату долгов кредиторам или попросту утекут в тихую заграничную гавань. Для поддержки бизнеса «Солидарность» предлагает ввести налоговые каникулы, а чтобы государство от таких мер не разорилось окончательно – резко сократить расходы на государственный аппарат.

Чтобы помощь гражданам была более эффективной, а деньги не перетекали из карманов пенсионеров и бюджетников на счета монополистов, «Солидарность» предлагает отменить повышение коммунальных тарифов и отказаться от повышения тарифов инфраструктурных монополий. Если массовое перемещение граждан из региона в регион к новому месту работы приобретёт массовый характер, это будет актуально – но обязательным условием внутренней миграции должно стать резкое удешевление жилья или создание системы арендуемого жилья. В ближайшей перспективе ни одно из этих революционных для России  изменений не просматривается, так что пар ушёл в свисток.

Два предложения – одновременно отказаться и от искусственного поддержания курса рубля, и от протекционистских мер по защите отечественного рынка от импортных товаров – противоречат друг другу. Если курс рубля по отношению к доллару и евро упадёт, импорт всё равно станет слишком дорогим и конкурировать с российскими товарами сможет только в том случае, если «вазовская болезнь» (необоснованное повышение цен без заметного улучшения качества) приобретёт характер эпидемии.

«Солидарность» не обошла вниманием и тему строительства инфраструктуры – предложив восстанавливать аэропорты, прекратить прокладку «неэффективного» нефтепровода к Тихому океану и потребовав восстановить общественный контроль над расходованием средств, направляемых на строительство дорог. Смутно помнится, что подобного контроля в стране не было отродясь, но в целом, конечно, очень интересно. Пункт о поддержке сельхозпроизводителей писан будто под диктовку из иркутского «Серого дома»: «Создать условия свободного доступа сельскохозяйственных производителей на продовольственные рынки городов и товаропроводящие сети, бороться с монополистами в сфере закупок и торговли…». Осталось только дополнить пункт упоминанием «социальных товаров» и подумать о главном: прежде чем продать что-то, это нужно произвести, а у нас тут цены на тонну дизельного топлива или удобрений всё больше напоминают цены на ювелирные украшения.

Последний пункт снова вернул документ в политическое русло: «Солидарность» требует смягчить требования к созданию профсоюзов, разрешить свободное обсуждение кризиса и акции протеста граждан против действий властей. Непонятно, какой ещё свободы нужно «Солидарности», если её предложения доступны любому желающему и не звучат по всем каналам только потому, что не всем интересны.

В сухом остатке

Оба документа – и партии власти, и самой ярой оппозиции – содержат в себе как рациональные зёрна, так и сомнительные по исполнимости и качеству тезисы. Одинаково плохо в них только одно: это программы для всей страны, требующие проявления политической воли только высшего руководства, в первую очередь президента и правительства. Возможно, это самый короткий путь, но сегодня важнее было бы разработать алгоритмы действий для более скромных масштабов – отдельных регионов, городов и даже частных лиц. Только так борьба с кризисом станет действительно всенародной, предложения – разнообразными, а действия власти – подконтрольными обществу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры